Нефть, газ и фондовый рынок Нефть, газ и фондовый рынок  

Новые темы на форуме:



Rambler's Top100


О чём говорят эксперты

Состоялся III Международный форум "Биржевой и внебиржевой рынки нефтепродуктов РФ"
05 февраля 2012 года

В Москве прошёл третий, ставший уже традиционным, Международный форум "Биржевой и внебиржевой рынки нефтепродуктов РФ". На этот раз организаторы пригласили делегатов от зарубежных антимонопольных служб, что стало "изюминкой" мероприятия. О состоянии топливного рынка в своих странах рассказали гости из Португалии, Австрии, Казахстана и Латвии. Участие иностранных делегатов в работе форуме позволило показать объективное состояние топливного рынка России. Фантазии о том, что бензин в России стоит дороже, чем в Европе или США, стали невозможны в присутствии иностранных гостей.

В программе мероприятия одной из главных тем было заявлено обсуждение рынка нефтепродуктов в России и прогнозирование ценовой динамики на ближайшие месяцы. Однако, перед самым началом работы форума стало известно, что государство договорилось с нефтяными компаниями о "замораживании" цен на бензин и дизельное топливо до марта текущего года. Поскольку нефтяные компании наверняка выполнят взятые на себя обязательства по удержанию цен на прошлогоднем уровне, анализ рыночных тенденций потерял смысл.

Прогноз изменения цен на нефть в результате введения санкций против ИранаВ то время как государственное вмешательство стабилизировало внутренний рынок, на мировом рынке энергоносителей ситуация продолжает накаляться. С прогнозом изменения цен на нефть в связи с вводом эмбарго на поставки нефти из Ирана выступила старший аналитик Энергетического центра Сколково Мария Белова. Она отметила, что доля иранской нефти в общих поставках нефти в страны Евросоюза относительно невелика - менее 10%, основные покупатели иранской нефти находятся в Азии. Если в отказе от потребления иранской нефти примет участие только Европа, то к концу 2012 года цена на нефть будет находиться в диапазоне от $115 до $150 за баррель. Но если к эмбарго присоединятся Южная Корея и Япония, то по мнению аналитика, к концу года следует ориентироваться на цену нефти на уровне $150-$205 за баррель. Причём эти оценки не учитывают худший вариант - блокирование Ираном Ормузского пролива, через который на мировой рынок поставляется около 20% потребляемой нефти. М.Белова не смогла сообщить, до какого уровня может вырасти цена нефти при таком развитии событий.

М.Белова также продемонстрировала диаграмму, на которой показана зависимость европейский стран от поставок иранской нефти. Основные покупатели иранской нефти - Испания, Греция и Италия. Эти страны находятся в числе тех, кого сильнее всех затронул европейский финансовый кризис. Отказ от закупки нефти у Ирана нанесёт ещё один удар по экономикам этих стран. При этом Германия и Франция почти не пострадают от ввода эмбарго, доля иранской нефти на рынках этих стран невысока. Легче всех перенесёт эмбарго Великобритания - она и так почти не использует иранскую нефть.

Доля нефти Ирана в потреблении стран ЕвропыРоссия является крупнейшим производителем нефти в мире, но цена бензина на внутреннем рынке в значительной мере определяется котировками нефти на зарубежных биржах. По действующему законодательству, налог на добычу полезных ископаемых, а также экспортные пошлины на вывоз нефти и нефтепродуктов повышаются при росте мировых цен. Если в результате ввода эмбарго нефть сильно подорожает, то российские компании будут нести убытки, продавая по прошлогодним ценам. До марта они дотерпят, но потом цены всё равно должны будут вернуться к справедливому уровню, если только правительство не решит ввести государственное регулирование цен. Но пока речь об этом не идёт, напротив, представители государственных органов заявили о намерении развивать конкурентные рыночные отношения в сфере торговли нефтепродуктами.

Федеральная антимонопольная служба полна решимости противостоять повышению цен на нефтепродукты выше справедливого уровня. При этом ФАС пока не может чётко сформулировать, как определить этот самый справедливый уровень цен. Биржевой рынок пока не даёт надёжный ориентиров, несмотря на то, что объёмы торгов на российских товарных биржах постоянно растут. ФАС считает активность участников рынка недостаточной, и для этого есть объёктивные причины. Сейчас продавцы и покупатели разбросаны между СПбМТСБ, биржей "Санкт-Петербург" и МБНК. Чтобы повысить активность торгов, планируется введение так называемой "единой торговой сессии", которая объединит все российские биржи. Учитывая сложившиеся реалии, для определения "справедливых" цен ФАС намерена использовать сразу три источника - биржевые котировки, цены прямых сделок на внебиржевом рынке и котировки электронных торговых площадок. Глава ФАС Игорь Артемьев в очередной раз пригрозил нефтяникам высокими штрафами в том случае, если цены на продаваемое ими топливо будут существенно отличаться от ориентиров, определённых антимонопольной службой. По словам Артемьева, штрафы, наложенные на нефтяные компании, могут составить десятки миллиардов рублей. В то же время, ФАС не ставит целью перечислить как можно больше денег в бюджет, задача ведомства заключается в том, чтобы заставить поставщиков топлива придерживаться рыночных механизмов и развивать конкуренцию.

Методика определения справедливой цены на нефтепродукты

Президент Конкурентного ведомства Португалии Manuel Ramos de Sousa Sebastiao рассказал собравшимся о топливном рынке Европы. Известно, что в Европе исключительно высокие цены на бензин (60-70 рублей за литр) из-за значительной доли налогов в розничной цене. Такая система сложилась после Второй мировой войны, когда требовалось много денег на восстановление разрушенных дорог. Средства на дорожное строительство было решено собирать за счёт отчислений от продажи топлива, что представлялось весьма логичным. Дороги давно восстановлены, но эта система прижилась и теперь бюджеты европейских стран сильно зависят от налогов на топливо.

Начальник Сводно-аналитического отдела Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ Александр Сакович подтвердил, что снижение налогов очень трудно даётся государству. Повышение экспортных пошлин на бензин, осуществлённое в экстренном порядке весной 2011 года в разгар топливного кризиса, рассматривалось как временная мера. Сейчас топлива на внутреннем рынке достаточно, но государство не спешить снижать пошлины. Бюджет верстается на основании действующей нормативно-правовой базы, поэтому до 2015 года эта процентная ставка уже заложена в доходы. Возвращение пошлин к прежнему уровню приведет к выпадению доходов бюджета в размере 30-40 млрд рублей в год. Денег в бюджете всегда не хватает, поэтому отмена "экстренной" пошлины на бензин в ближайшие годы представляется маловероятной.

А.Сакович также подверг резкой критике недавно вступившую в силу систему экспортных пошлин 60-66-90. По его словам, она создаёт слишком высокую нагрузку на нефтепереработку, изымая у компаний средства, необходимые для модернизации НПЗ. Но в свете вышесказанного, пересмотр действующих пошлин в сторону снижения отчислений в бюджет вряд ли будет осуществлён.

Как уже говорилось выше, в Европе значительную часть розничной цены бензина составляют налоги. По оценкам участников форума, среди которых были представители европейских стран, доля налогов составляет 60-65%. В России пока доля налогов поменьше, порядка 55%, но в ближайшее время запланировано увеличение акцизов на моторное топливо. В этом году акцизы пересматриваются дважды - 1 января и 1 июля, также утверждено повышение акцизов с 1 января 2013 года и с 1 января 2014 года. В результате доля налоговых сборов в цене топлива как минимум достигнет нижней границы аналогичного показателя в Европе и с каждым годом будет расти. Как было отмечено в ходе обсуждения, налоги в России высоки, как в Европе, а цены на бензин низки, как в США.

Нефтяникам и чиновникам очень трудно достичь консенсуса, поскольку они руководствуются противоположными мотивами. Государство рассматривает нефтегазовую отрасль как главный источник пополнения бюджета. В его интересах установить максимально высокие ставки налогов, одновременно требуя удержать на внутреннем рынке низкие цены на топливо. Нефтяные компании вынуждены нести бремя пополнения бюджета, выполнять социальные обязательства, изыскивать средства для модернизации предприятий и при этом стараться заработать прибыль для акционеров. Встречи представителей бизнеса и власти помогают сторонам лучше понять друг друга и отыскать пути взаимодействия.




 Дизайн сайта разработан di Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только с указанием ссылки на сайт Нефть, газ и фондовый рынок Сайт основан 20 января 2005 года