Нефть, газ и фондовый рынок Нефть, газ и фондовый рынок  

Новые темы на форуме:
○ The Dallas Cowboys were not happy with their wi
(Ответов: 0) - panxing18

○ Rickard Rakell Jersey
(Ответов: 0) - huangjian123

○ Steelers Injury Report: Vance McDonald ruled out for game
(Ответов: 0) - liny195

○ Process Mining как драйвер роста качества труда в России
(Ответов: 0) - РАМАКС

○ поставим Вставные (трубн... ки
(Ответов: 0) - лариса



Rambler's Top100


Сколько должен стоить бензин в России?

14 октября 2010 года

Федеральная антимонопольная служба РФ всерьёз взялась за регулирование внутреннего рынка нефтепродуктов. ФАС обвиняет нефтяные компании в монопольном поведении, накладывает на них огромные штрафы. Можно предположить, что с приближением выборов президента активность ФАС будет нарастать, поскольку цена бензина на АЗС имеет высокое социальное значение.

30 сентября-1 октября 2010 года состоялась II Международная конференция "Биржевой и внебиржевой рынки нефтепродуктов РФ", в ходе которой выступил заместитель руководителя ФАС Анатолий Голомолзин. Он рассказал, в чём заключаются основные претензии ФАС к нефтяным компаниям.

1. Нефтяные компании поставляют нефтепродукты на внутренний рынок с премией к экспортной альтернативе
2. Бензин в России стоит дороже, чем в США
3. Россия потребляет недостаточно нефтепродуктов из-за завышенных цен


Во власти иллюзий


II Международная конференция Биржевой и внебиржевой рынки нефтепродуктов РФ Одно из главных обвинений ФАС - российские нефтяные компании поставляют топливо на внутренний рынок дороже, чем на экспорт. По мнению А.Голомолзина, это иррационально и нелогично. Почему же ВИНКи так поступают?
Для начала надо уточнить, что цены внутреннего рынка сравниваются не с абсолютными ценами экспортных поставок, а с так называемой "экспортной альтернативой", которая представляет собой цену, полученную от продажи топлива за рубеж, за вычетом экспортной пошлины и стоимости транспортировки. То есть нефтяные компании всё же устанавливают для внутреннего рынка цены значительно ниже, чем для зарубежных потребителей, но выше уровня "экспортной альтернативы".
С точки зрения ФАС такое поведение выглядит иррациональным, но оно вполне объяснимо в рамках обычной логики. Ёмкость внешнего рынка высока, международные нефтетрейдеры являются надёжными партнёрами. Финансовые возможности российских потребителей и нефтетрейдеров гораздо хуже. С учётом того, что не существует законодательных и технических препятствий для продажи топлива на экспорт, этот вариант всегда будет иметь большую привлекательность, а поставки внутренним потребителям будут осуществляться с премией к "экспортной альтернативе". Экспортная пошлина является эффективным инструментом, обеспечивающим российским потребителям более низкую цену на топливо по сравнению ценами на топливо в соседних государствах, что способствует повышению конкурентоспособности российской экономики.


Борьба с ветряными мельницами


Цены на бензин в России и зарубежных странах Не каждый знает, что такое "экспортная альтернатива", но лозунг "бензин в России дороже, чем в США" понятен всем. Слова о том, что бензин в богатой нефтью России стоит дороже, чем в Соединённых Штатах, в значительной мере зависящих от импортных поставок нефти, вызывают справедливое негодование. Суть этого популистского лозунга заключается в удачном выборе объекта для сравнения. США - уникальная страна, её граждане пользуются многими льготами, недоступными жителям других стран, в том числе низкими цена на топливо. Цены на бензин в США ни в коем случае нельзя считать мировым эталоном!
Причина, по которой ФАС сравнивает российские цены с именно американскими, а не с европейскими, проста - в Европе топливо стоит гораздо дороже. Жителям Западной Европы бензин обходится в 1,0-1,5 евро за литр. Нефтедобывающая Норвегия не является исключением - цены на бензин в Норвегии даже несколько выше среднеевропейских. В Восточной Европе топливо немного дешевле - на АЗС Белоруссии, Болгарии, Литвы можно приобрести бензин по цене 0,7-1,0 евро за литр (1).
Справедливым среднемировым уровнем цены на бензин можно считать примерно 1 евро за литр. На таком фоне российские цены не выглядят завышенными. Но почему в США топливо стоит дешевле? Причина в разном уровне налогообложения нефтегазовой отрасли. В большинстве стран налоги и акцизы составляют около половины стоимости бензина на АЗС. Например, в Германии акциз на бензин равен примерно 0,7 евро, вместе с НДС государство забирает себе примерно половину розничной цены топлива. Аналогично обстоит дело в других европейских странах, в том числе и в России. В США всё по-другому: акциз меньше 10 центов (0,07 евро), а НДС нет вообще. Поэтому (и только поэтому) в США дешёвый бензин. Некоторые страны пошли ещё дальше - не только не взимают акциз, напротив, дотируют производство топлива. Так поступают многие государства Персидского залива, Венесуэла, Туркменистан. Правительство говорит, что России нужен дешёвый бензин? Добиться этого совсем несложно. Для этого достаточно снизить налоговую нагрузку на производителей топлива. Понятно, что Россия не может позволить себе роскошь дотировать производство бензина. Но если снизить налоговую составляющую вдвое, до вполне солидного уровня 25%, бензин сразу подешевеет на четверть и будет стоить дешевле, чем в США. К сожалению, политика правительства направлена в противоположную сторону. Рассуждая о необходимости снижения цен на бензин, правительство разработало программу поэтапного увеличения акциза на бензин. Уже с нового года акциз вырастет на 1 рубль с литра, на следующий год акциз увеличится ещё на рубль, потом ещё на рубль. Президент РФ Дмитрий Медведев одобрил повышение акцизов. Интересно, как эта мера скажется на розничной цене бензина?


Не в коня корм


По данным Института энергетической стратегии, Россия отстаёт по уровню потребления нефтепродуктов от развитых стран.

Потребление нефтепродуктов в России, США, Европе и Китае, энергоёмкость экономик

Глядя на график, расположенный слева, напрашивается вывод - надо увеличивать потребление, догонять США и Европу. Однако, другой график заставляет задуматься над эффективностью потребления топлива в России.
Энергоёмкость российской экономики очень высока, что говорит о неэффективности использования энергоресурсов. Если стимулировать потребление топлива путём снижения цен на него, положение будет только ухудшаться. Какой смысл экономить дешёвое топливо? Согласно данным Национального агентства промышленной информации, по состоянию на начало 2010 года около половины всех автомобилей в России имели срок эксплуатации свыше 10 лет. Доля новых автомобилей, выпущенных менее 5 лет назад, оценивается примерно в 25%. Россияне не желают обновлять автопарк, несмотря на то, что современные автомобили значительно экономичнее устаревших.
Цена дизтоплива и проезд в автобусе В сентябре 2010 года исследовательский центр портала Superjob.ru по заказу "Независимой газеты" провёл опрос автолюбителей, задав им вопрос, при какой цене они откажутся от использования личного автомобиля (2). Оказалось, что 25% автовладельцев перестанут пользоваться автомобилем при цене бензина выше 30 рублей за литр, а если цена бензина поднимется до 40 рублей за литр, то число "отказников" увеличится до 40%.
Катастрофа! Или нет? Попробуем смоделировать ситуацию. Бензин подорожал, граждане в массовом порядке стали пересаживаться с личных автомобилей на общественный транспорт. К чему это приведёт? В городах исчезнут пробки на дорогах, очистится воздух, люди станут реже опаздывать на работу. Личным транспортом смогут пользоваться только те, кому он действительно необходим. Высокая цена бензина заставит использовать его более рационально. Появится смысл покупать современные экономичные автомобили - они будут окупаться за счёт снижения затрат на топливо.
В качестве негативного эффекта можно ожидать рост цен на транспортные услуги, в том числе на общественный транспорт. Однако, проезд в общественном транспорте постоянно дорожает без всякого увеличения цен на топливо. Несколько лет назад билет на автобус в Москве стоил значительно меньше литра дизельного топлива, теперь - существенно больше. Средняя цена дизельного топлива в 2008 году составляла 22,67 рубля за литр, поездка в автобусе обходилась в 17 рублей; в 2010 году дизельное топливо подешевело до 20,2 рублей за литр, проезд в автобусе подорожал до 24 рублей (3). Получается, нефтяники не виноваты в росте тарифов на общественный транспорт. Поскольку ФАС не находит признаков злоупотребления монопольным положением в сфере городского транспорта и не говорит о необоснованном повышении цен на проезд, можно считать, что цены повышаются обоснованно. Интересно услышать эти обоснования.

Источники информации
(1) Цены на бензин в США - http://www.fuelgaugereport.com/, в Германии - http://benzinpreis.de/statistik.phtml, в странах Восточной и Западной Европы - http://www.aaireland.ie/AA/Motoring-advice/petrol-prices.aspx.
(2) "Новая газета", статья "Автомобиль может снова стать роскошью" - http://www.ng.ru/economics/2010-09-28/1_auto.html.
(3) Цены на дизельное топливо - Федеральная служба государственной статистики "Об объеме производства нефтепродуктов и потребительских ценах на них", цены на проезд в автобусе - Региональная энергетическая комиссия города Москвы.





 Дизайн сайта разработан di Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только с указанием ссылки на сайт Нефть, газ и фондовый рынок Сайт основан 20 января 2005 года