Нефть, газ и фондовый рынок Нефть, газ и фондовый рынок  

Новые темы на форуме:



Rambler's Top100


Блокада Ирана меняет нефтяные потоки

25 августа 2010 года

Ужесточение санкций против Ирана ведет к изменению нефтяных потоков в каспийском регионе. Интересы России здесь в очередной раз столкнулись с интересами Бритиш Петролеум (BP). Дальнейшее развитие ситуации с нефтетранзитом в Прикаспии во многом зависит от позиции Азербайджана. Если дополнительные объемы нефти минуют российскую территорию, блокада Ирана становится экономически не выгодной для нашей страны.

Баку толкает Москву и Ереван навстречу друг другу


В ходе визита президента России в Армению 19 августа были внесены изменения в договор о российской военной базе в Гюмри. Срок действия договора от 1995 года о дислокации военной базы был продлён еще на 20 лет - до 2044 года. В договоре появилась более четкая формулировка того, что российская военная база, наряду с защитой интересов Российской Федерации и совместно с Вооруженными силами Армении, будет обеспечивать безопасность республики Армения.
Ранее, в июле в ходе визита в Ереван заместителя директора Федеральной службы военно-технического сотрудничества России Константина Бирюлина с армянской стороной обсуждалась возможность создания совместных военно-технических мощностей, а также подключения ВПК Армении к российско-белорусской группе "Оборонительные системы".

СПРАВКА
В Армении в Гюмри дислоцируется 102-я военная база Группы российских войск в Закавказье. Численность личного состава базы составляет около 5000 человек.

Подписание договора о продлении срока пребывания в Армении российской военной базы за 10 лет до окончания срок первоначального соглашения все наблюдатели расценивают как политический шаг, направленный на усиление позиций России в Закавказье. Необходимость активизации российской политики в этом регионе связана не только с санкциями против Ирана и обострением ситуации вокруг Нагорного Карабаха, но, в первую очередь, с защитой российских интересов в сфере транспортировки нефти из прикаспийских стран. Высока экономическая и политическая цена вопроса, пойдут нефтегазовые потоки с месторождений Азербайджана, Казахстана и Туркмении по территории России или в обход ее.
Нефтепровод Баку - Тбилиси - Джейхан был первой прямой транспортной связью между Каспийским и Средиземным морями в обход турецких проливов и территории России. Основным оператором проекта выступила компания BP, проект получил одобрение США, возглавляемых тогда республиканской администрацией Джорджа Буша.
БТД вступил в строй в июне 2006 года. Трасса трубопровода была не самым экономичным из возможных вариантов, но она имела геополитические преимущества для Запада, идя в обход России, Армении и Ирана. Таким образом, это был компромисс между Западом и Азербайджаном/Турцией. В то же время, Азербайджан со своей стороны всячески старался показать, что не будет пренебрегать интересами России, и что нефтяной транзит для Азербайджана в первую очередь - это вопрос экономики, а не политики.
Однако игры Баку в пользу даже не Запада вообще, а конкретно BP, наталкивают Москву на новые выводы. И хотя связи между Баку и Москвой довольно тесные, в частности, Азербайджан один из крупных покупателей российского оружия, политика Баку в вопросе транспортировки углеводородов работает на укрепление российско-армянских отношений, что подтвердил последний визит Дмитрия Медведева в Ереван.

БМН vs БТД


По информации зарубежных СМИ BP рассчитывает заполнить "полусухую" трубу БТД благодаря новым санкциям против Ирана. Дело в том, что Иран по своповым схемам получает нефть из стран Центральной Азии, отгружая такое же количество из портов в Персидском заливе. Через каспийской порт Нека (Иран) Казахстан поставляет в Иран нефть в объеме 1,2 млн тонн в год, Туркмения экспортирует 2 млн тонн, однако неизвестно, сколько из этого объема получает Иран. Пробные поставки нефти в Иран ведутся и из Баку, но такой транзит обходит Азербайджану в несколько раз дороже нефтепроводных маршрутов.
Иран стремился увеличить объем этих операций, но не имел ответной заинтересованности других игроков ни по повышению объемов по свопу, ни тем более по строительству нефтепровода от Каспия до Персидского залива по своей территории. Планируемые объемы добычи на несколько лет расписаны по маршрутам.
Вопрос о необходимости альтернативных маршрутов поставок нефти в обход Ирана возник из-за санкций в отношении Исламской Республики, введенных Совбезом ООН 9 июня. После введения санкций против Ирана, и, соответственно, ограничения своповых поставок нефти, высвобождаются дополнительные объемы сырья, которые Азербайджан, Казахстан и Туркмения могут направить на загрузку трубопровода Баку-Махачкала-Новороссийск (БМН), в нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД) или нефтепровод Баку-Супса.
Экспорт азербайджанской нефти через территорию России и российские нефтяные терминалы традиционно осуществляется через БМН. В настоящее время он сильно недогружен. При наличии договора на прокачку на 5 млн тонн, в 2009 году через него было прокачано порядка 2,5 млн тонн нефти. Прогноз на 2010, в лучшем случае, 1,5 млн тонн. Это при том, что последние годы Азербайджан неоднократно обещал увеличить прокачку нефти по БМН.
Так, год назад в ходе пресс-конференции в подмосковной Барвихе президент Азербайджана Ильхам Алиев заявил о том, что объем прокачки азербайджанской нефти по нефтепроводу Баку-Новороссийск, будет увеличен. "На протяжении многих лет функционирует нефтепровод Баку-Новороссийск, и мы рассчитываем в будущем увеличить объем прокачки азербайджанской нефти по нему", - сказал Алиев на пресс-конференции по итогам российско-азербайджанских переговоров.
Последний раз Ильхам Алиев обещал увеличить загрузку нефтепровода БМН на встрече с Владимиром Путиным в июне текущего года в Стамбуле.

СПРАВКА
По данным Государственного таможенного комитета (ГТК) Азербайджана, за январь-июль 2010 года Азербайджаном было экспортировано 18 млн 081 тыс. 527,1 тонны сырой нефти на сумму в $10 млрд 318 млн 709,8 тыс. Весь объем экспорта данной продукции осуществило Управление маркетинга и экономических операций Госнефтекомпании Азербайджана (ГНКАР).
С начала года по 1 августа 2010 года по трубопроводу "Баку-Новороссийск" было экспортировано (по данным контрольно-измерительных приборов) 1 млн 263 тыс. 640 тонн нефти, по "Баку-Супса" - 2 млн 342 тыс. 227,5 тонны, по основному экспортному трубопроводу "Баку-Тбилиси-Джейхан" - 20 млн 477 тыс. 134,8 тонны. По железной дороге было отправлено на экспорт 770 тыс. 402,9 тонны нефти.
Доля экспорта сырой нефти в общем объеме экспорта Азербайджана составляет 86%. При этом экспорт нефти увеличился на 81,34% в сравнении с январем-июлем 2009 года.

В действительности все происходит несколько иначе. Несмотря на почти двукратный (более 80%) рост экспорта нефти из Азербайджана и вопреки всем заверениям высшего азербайджанского руководства, загрузка трубопровода Баку-Новороссийск постепенно снижается. Все это происходит на фоне увеличения экспортные потоков нефти из Азербайджана на других направлениях.
В настоящее время по нефтепроводу Баку-Тбилиси-Джейхан прокачивается нефть с блока азербайджанских месторождений Азери-Чираг-Гюнешли и конденсат с месторождения Шах-Дениз. Кроме того, с июня 2010 года по этому трубопроводу осуществляется прокачка туркменской нефти, имеются договоры о транспортировке по БТД нефти с казахстанского месторождения Тенгиз. В перспективе участники БТД рассчитывают, что трубопровод будет заполняться также нефтью с казахского месторождения Кашаган (извлекаемые ресурсы его оцениваются в 7-9 млрд баррелей, а общие геологические запасы - в 38 млрд баррелей, а ежегодная добыча через десять лет оценивается в 80 млн тонн). В прошлом году Казахстан через БТД уже прокачал в общей сложности 3,8 млн тонн нефти.
Однако, несмотря на увеличение потока нефти через БТД он недогружен. Проектная мощность нефтепровода 50 млн тонн, в мае 2009 году ВР завершила работы по увеличению мощности нефтепровода до 60 млн т/год за счет применения химреагентов для снижения сил трения. В 2009 году по нефтепроводу было перекачано около 35 млн тонн нефти, в этом году ожидается примерно столько же. Поэтому каждый лишний миллион тонн нефти существенно влияет на экономику проекта.
В последнее время США весьма активно пытаются вмешиваться в процесс. Последний энергетический форум в Батуми, организованный при активном вмешательстве спецпредставителя США по вопросам энергетики Ричарда Морнингстара, прошел фактически под главным лозунгом "В обход России!". При непосредственном давлении США Азербайджан и Туркмения заняли экономически невыгодную для обеих стран политику (прокачка через Новороссийск дешевле), игнорируя российские интересы и увеличивая прокачку нефти через БТД.
России довольно непросто балансировать между республиками Закавказья, учитывая интересы конфликтующих Азербайджана и Армении и особую антироссийскую политику Грузии. Однако позиция Азербайджана по вопросам транспортировки нефти в известной степени развязывает России руки. Учитывая общую более выгодную экономику транспортировки, России необходимо заинтересовать не только казахов, но и туркмен прокачивать весь объем нефти в обход БТД. Конечно, функционеры ВР как приемники среднеазиатской политики Великобритании 19 века (т.н."Большая игра") научились подходам к чиновникам "нового независимого Востока". Но и Россия должна прагматично отстаивать свои интересы, в том числе экономические, в связи с новым пакетом санкций против Ирана. И это может быть не только усиление военных связей с Арменией, но и, например, реконструкция нефтетранспортной и нефтеперерабатывающей инфраструктуры Махачкалы, которая задействована сейчас меньше, чем на 4 млн тонн в год перевалки казахстанской нефти.

Дмитрий Парфенов, независимый эксперт





 Дизайн сайта разработан di Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только с указанием ссылки на сайт Нефть, газ и фондовый рынок Сайт основан 20 января 2005 года