Нефть, газ и фондовый рынок Нефть, газ и фондовый рынок  

Новые темы на форуме:



Rambler's Top100


Российский рынок нефтепродуктов

08 сентября 2007 года

Многих из нас волнует вопрос: почему в одной из самых богатых на нефтересурсы стран, цены на нефтепродукты не соответствуют ожиданиям граждан. Представители нефтяных компаний объясняют рост цен на топливо увеличением налоговой нагрузки. Является ли эта причина основной? От чего ещё зависит цена горючего на бензоколонках? Способны ли российские компании выпускать продукцию, соответствующую мировым стандартам качества? Не грозит ли стране дефицит бензина? Каковы перспективы развития российских нефтеперерабатывающих и нефтехимических предприятий?
В конференции согласились принять участие аналитики:
- Тимур Хайруллин, ИК «Антанта Капитал»
- Анна Анненкова, ИК «Баррель»
- Константин Черепанов, КИТ Финанс
- Александр Блохин, АК БАРС Финанс
- Снежана Манько, «2К Аудит - Деловые консультации»
- Владимир Лесков, «2К Аудит - Деловые консультации»

...и журналисты:
- Ирина Кезик, Газета
- Вера Сурженко, Ведомости
- Елена Зотова, Business&FM
- Наталья Скорлыгина, КоммерсантЪ
- Денис Захаров, НГФР
- Людмила Подобедова, РБК daily

К сожалению, российские и иностранные нефтяные компании, работающие в России, по разным причинам отказались от участия в обсуждении.


Вопрос №1 Наталья Умнова, пресс-секретарь 2К Аудит - Деловые консультации
Почему в стране, которая является одним из крупнейших экспортеров нефти в мире, цены на нефтепродукты существенно выше, чем в некоторых развитых странах-импортерах?

  • Александр Блохин
  • Отчасти это связано с издержками приватизации. Частные компании, которые до сих пор обеспечивали основные объемы добычи нефти в стране(в начале текущего десятилетия - вплоть до 90%), по определению стремились увеличить прибыль и "задирали" в этой связи цены. Былые надежды экономических либералов на то, что, мол, будет конкуренция и что рынок "расставит все по своим местам" не оправдались. С другой стороны, там где было государственное регулирование - имеется в виду прежде всего газовая отрасль - цены были приемлемыми как для населения, так и для промышленности. Частичная национализация нефтяного сектора, которая у нас произошла за последние годы, врдя ли приведет к снижению цен на нефтепродукты - слишком уж все зашло далеко. Другое дело, что государство могло бы каким-нибудь образом компенсировать высокий уровень цен на "дизельку" для сельхозпроизводителей - дотирую же их в европейских странах. Что касается крупных городов - они и так уже задыхаются в пробках. Горожане приспособились к нынешнему уровню цен - будут они ниже - города встанут.

  • Анна Анненкова
  • Существует несколько причин существующего положения дел. Это неэффективная система налогообложения, которая не стимулирует развитие нефтепереработки (увеличение мощностей и глубины переработки). Поэтому можно говорить об относительной нехватке высококачественный нефтепродуктов, что автоматически повышает их стоимость. Также мы имеем фактически олигополию на рынке (несмотря на большое количество игроков цены на тот же бензин устанавливаются скорее директивно, чем на основе рыночных факторов). А ведь не секрет, что поставщик заинтересован в высоких ценах на нефть. Поэтому нефтяное лобби в правительстве делает всё возможное чтобы существующий «порядок» не менялся. Достаточно весомый вклад в цену нефтепродуктов вносит и транспортная составляющая – из-за несовершенства системы нефтепродуктопроводов НПЗ вынуждены отгружать топливо более дорогим железнодорожным транспортом – а это повышает стоимость нефтепродуктов в среднем на $30-80 на тонну. Так что решение проблемы – изменение системы налогообложения (стимулирующее переработку внутри страны, а не экспорт сырой нефти за рубеж), строительство новых современных НПЗ, строительство новых нефтепродуктопроводов.

  • Владимир Лесков
  • Здесь играют роль множество факторов. Это и внутренняя цена на нефть, которая изначально состоит из цены лицензии, расходов на разведку, развитие проекта и добычу и т.д. Если сравнивать Россию с США (в Европе бензин дороже, чем у нас), то в нашей стране добыча нефти будет дороже чем для американцев, которые получают нефть в Персидском и Мексиканского заливах. В России по сравнению с этими месторождениями добыча очень дорогая и технологически сложная. Далее идет цена за транспортировку нефти по системе трубопроводов монополиста – Транснефти – на большие расстояния. Что тоже стоит дорого. В себестоимость нефти войдет и уплата акцизов, НДПИ и экспортная пошлина, если нефть экспортируется.
    Конечная стоимость нефти в России зависит и от мировых цен на нефть. Это альтернативная стоимость нефти, которую выгоднее продавать на мировом рынке, и НДПИ, который так же зависит от мировых цен на нефть.
    Технологически переработка бензина в России получается дороже, чем в США из-за низкой глубины переработки и относительно низкого качества продукта переработки.
    НК говорят о том, что на бензин значительно влияет НДПИ. ФАС заявляет о том, что существенное давление на бензин оказывает картельный сговор ВНИК. В итоге бензин дорожает.


Вопрос №2 Наталья Умнова, пресс-секретарь 2К Аудит - Деловые консультации
Существуют ли предпосылки для снижения цен на нефтепродукты экономическим путем?
  • Анна Анненкова
  • Экономически снизить цены – значит увеличить предложение (причём преимущественно нефтепродуктов глубокой переработки) и снизить себестоимость. По вопросу увеличения мощностей переработки – уже запущены проекты по строительству новых НПЗ (в частности, строительство в Татарстане современных нефтеперерабатывающих комплексов ТАИФ-НК и Нижнекамского НПЗ мощностью по 7 млн. тонн каждый), также объявлено о проектах модернизации существующих (Роснефть – Туапсинский НПЗ, Сургутнефтегаз – модернизация Киришского НПЗ и строительство нового НПЗ Кириши-2). По вопросу снижения себестоимости – использование новых технологий (которые, кстати, есть в нашей стране, и прорывные) в области как усовершенствования процесса переработки, так и снижения энергоемкости производства; строительства новых нефтепродуктопроводов (кстати, в конце 2007 года компания Транснефтепродукт уже вводит первую очередь трубопровода Кстово-Ярославль-Кириши-Приморск, также стратегическое направление из Сызрани к Черноморскому побережью).

  • Тимур Хайруллин
  • Многие нефтяные компании реализуют проекты по модернизации и расширению НПЗ. Это расширит их возможности по производству нефтепродуктов. Увеличение предложения нефтепродуктов создаст предпосылки для более умеренного роста цен на нефтепродукты.

  • Владимир Лесков
  • В ближайшее время нефть дешеветь не будет, значит, не будут и снижаться цены на нефтепродукты. Кроме того, в России спрос на топливо пока превышает предложение. Количество потребителей растет очень быстро, чего не скажешь о российской переработке.


Вопрос №3 Наталья Умнова, пресс-секретарь 2К Аудит - Деловые консультации
Почему правительственные чиновники не идут на снижение налогового бремени для нефтяников?
  • Анна Анненкова
  • По всей видимости, страх перед масштабным уклонением от уплаты налогов толкает власти к формированию такой фискальной системы, при которой налоги легко считаются и собираются. К сожалению, это лишает отрасль предпосылок для нормального развития (в частности, для рационального недропользования, когда у компаний появляется коммерческая заинтересованность в поиске и разработке новых месторождений). Существующие полумеры (та же дифференциация НДПИ, которая фактически ничего не дала добывающим компаниям) не могут решить системные проблемы, сформировавшиеся в отрасли ещё много лет назад (неэффективная нефтедобыча велась ещё в СССР, и с тех пор ситуация особо не изменилась). Здесь поможет нормальная законодательная база (в области добычи и переработки) и эффективная промышленная политика.

  • Людмила Подобедова
  • На самом деле правительство идет на такие шаги, но в очень ограниченном сегменте. Например, принят закон о нулевой ставке НДПИ по выработанным месторождениям, где выработка составляет от 80%, плюс налоговые льготы вводят для разработки новых сложных месторождений в Восточной Сибири, возможно, такие льготы скоро введут и для шельфа (кроме льгот по НДПИ будет нулевая ставка таможенных пошлин для ввоза профильного импортного оборудования). Однако даже вышеупомянутые льготы по НДПИ на выработанных месторождениях имеют свои подводные камни: для того, чтобы их действительно использовать, нефтяники вынуждены тратить дополнительные средства для переоборудования систем учета нефти - ведь льгота действует только на факту добытой нефти, а львиная доля компаний пользуется единой системой учета на ряде своих месторождений.
    Но снижения НДПИ в целом добиться от чиновников в ближайшее время будет, скорее всего, практически невозможно, ведь от НДПИ формируется большая часть бюджета. А нефтяники уже сейчас говорят, что налоговая нагрузка чрезмерна: из Венесуэлы нефтяные компании, по информации вице-президента ЛУКОЙЛА Леонида Федуна, стали уходить при налоговой нагрузке свыше 40% от прибыли, а в нашей стране она уже доходит до 60%.

  • Владимир Лесков
  • Правительству выгодно иметь высокие налоги на добычу природных ресурсов и в частности нефти. Чем выше цена на нефть, тем больше поступлений бюджет. Именно НДПИ занимает большую часть в доходах федеральной казны – около 80%. Если использовать другой механизм – платить постоянную сумму налога с каждой добытой тонны, то доходы существенно снизятся. Высокая цена на нефть потеряется.

  • Тимур Хайруллин
  • Правительство использует нефтяную отрасль как "дойную корову", преследуя фискальные цели.


Вопрос №4 Наталья Умнова, пресс-секретарь 2К Аудит - Деловые консультации
Почему в нашей стране НДПИ привязан к мировым ценам на нефть?
  • Снежана Манько
  • В международный практике используется гибкий налоговый режим, позволяющий сохранить рентабельность добычи при снижении запасов в скважинах. Налог снижается по мере снижения добычи.
    Российский НДПИ не учитывает дифференциальную ренту и ее изменение в зависимости от стадии разработки месторождения. Зато учитывается изменение мировых цен на нефть (которые растут).
    От такого налогообложения особенно страдают компании, которые реализуют нефть по ценам, ниже мировых. Другим последствием являются «недоразведанные месторождении».
    Некоторые специалисты считают, что выходом из сложившейся ситуации может стать возврат к уплате роялти (который заменил НДПИ в 2002 году). При этом должна быть учтена мировая практика в части зависимости налогов от продуктивности скважин.

  • Тимур Хайруллин
  • Привязка НДПИи экспортных пошлин к ценам на нефть создана для того чтобы налоговая нагрузка изменялась пропорционально денежным потокам нефтяных компаний.

    • Наталья Умнова, пресс-секретарь 2К Аудит - Деловые консультации
    • Тимур, как вы считаете, если правительство отвяжет НДПИ от цен на нефть, поможет ли это снизить цена на бензин?

      • Тимур Хайруллин
      • Во-первых, правительство вряд ли откажется от привязки НДПИ к ценам на нефть. А во-вторых, это вряд ли приведет к существенному снижению цен бензин.

        • Наталья Умнова
        • А почему? Нефтяники в прессе много раз заявляли, что такая мера поможет.

          • Константин Черепанов
          • На самом деле все гораздо проще. Даже полная отмена НДПИ НЕ ПРИВЕДЕТ к снижению цен на нефть на внутреннем рынке, и соответственно к снижению цен на бензин. А все потому, что НДПИ на них попросту не влияет. Все нефтяные компании ориентируются на netback - чистую выручку от продажи нефти за минусом пошлин и транспортных расходов. Допустим, Urals стоит $70 за баррель, пошлина сейчас $30.5 за баррель, транспортировка - примерно $4.0. Netback равен $35.5. А теперь вопрос: по какой цене нефтяники будут продавать нефть не внутренний рынок? Да по $35.5 и будут! Иначе возникнут арбитражные возможности. Исторически цена на нефть на внутреннем рынке очень сильно коррелирует с netback'ом. Как видите, НДПИ здесь вообще не участвует. Так что когда отечественные нефтяники ставят цены на бензин в зависимость от НДПИ - то это, мягко говоря, лукавство. Экономически такой зависимости не существует. Либо надо быть наивным и предполагать, что после отмены НДПИ возникшими от этого дополнительными доходами нефтяники будут субсидировать цены на бензин. Нет, конечно! Так что не надо верить всему, что говорят нефтяные компании.

          • Тимур Хайруллин
          • Можно говорить, но не делать. Поэтому вполне возможен вариант, что после налоговых послаблений нефтяники захотят не сократить цены на бензин, а просто увеличить прибыльность его реализации.


Вопрос №5 Наталья Умнова, пресс-секретарь 2К Аудит - Деловые консультации
Какие шаги необходимо предпринять правительству, чтобы внутренний рынок для российских нефтяников стал привлекательным?
  • Александр Блохин
  • Поменять местами акцизы на бензин. А то сейчас на качественный бензин они выше, чем на низкосортный - глупость какая-то советского пошиба! Нет никакого резона повышать качество нефтепродуктов. Об этом давно говорят правительству, но воз и ныне там...

  • Елена Зотова
  • Безусловно, внутренний рынок уже интересен нефтяникам. Возможно поэтому правительство не спешит принимать меры, направленные на стабилизацию или снижение цен. Но несомненно дифференциация НДПИ, отвязка НДПИ от мировых цен на сырую нефть, стимулирование инвестиций в нефтепереработку и снижение налоговой нагрузки, улучшили бы ситуацию в отрасли.

  • Людмила Подобедова
  • По-моему мнению, этот рынок уже сейчас внутренний рынок нефтепродуктов привлекателен для нефтяников. Иначе бы не было такой борьбы за профильные активы, например, НПЗ, и не росли бы так цены за заправки, особенно показательны эти цифры в Москве. При выходе за рубеж есть слишком много подводных камней экономико-политического характера: от вывозных пошлин и транспортировки до завоевания своей ниши на рынке этой страны и взаимодействия с ее властными органами в определенном сегменте. Многим нашим желающим ВИНКам так и не удалось приобрести желаемые ими профильные активы в Европе. Например, еще недавно в Белоруссии российским компаниям было выгодно работать на рынке нефтепродуктов, в том числе и на этапе экспорта, а сейчас эта выгода практически нивелирована. Не так уж много крупных российских компаний хорошо освоились в дальнем зарубежье, на ум приходит в первую очередь только ЛУКОЙЛ в США.

  • Константин Черепанов
  • Никаких шагов предпринимать не нужно - внутренний рынок итак привлекателен. Об этом все компании, в частности, регулярно сообщают в своих отчетах и презентациях. Спрос на бензин год от года растет, что толкает цены вверх. Поэтому сейчас продавать бензин и дизель в России выгоднее, чем везти его в Европу. Кроме того, рост цен на бензин на внутреннем рынке частично компенсирует убытки компаний в случае снижения цен на нефть. Исключение составляет только мазут. Поскольку он идет в основном на экпорт - его цена очень четко следует за соотношением цен на нефть и экспортными пошлинами. Все остальные нефтепродукты плавно растут в цене.

  • Тимур Хайруллин
  • Внутренний рынок уже достаточно привлекателен для российских нефтяных компаний, что связано в том числе с ростом экспортных пошлин.


Вопрос №6 Наталья Умнова, пресс-секретарь 2К Аудит - Деловые консультации
Как скоро в России появится рынок отечественных технологий нефтепереработки?
  • Владимир Лесков
  • Возможно, какое-то развитие в отрасли начнется с освоение шельфовых и, в частности, арктических шельфовых проектов. Пока в России эти технологии не развиты, так что приходится звать зарубежных партнеров – не только для инвестиций. Опыт добычи нефти, например, на Штокмане и создания собственных ноу-хау может помочь осваивать нефть и Арктике, за которую сейчас начнется дипломатическая война. Если, конечно, мы когда-нибудь технологически сможем это сделать.

  • Анна Анненкова
  • Проблема в том, что кризис нефтеперерабатывающей промышленности в 90-х оказал очень негативное влияние на состояние отраслевой науки: при переходе на «рыночные рельсы» научный потенциал оказался раздробленным, прекращение госфинансирования обусловили существенные потери кадрового состава институтов. Но «свято место пусто не бывает» - и в пустующую нишу хлынули иностранные компании, предлагая, между прочим, не самые лучшие и передовые технологии (хотя оно и понятно – кто будет делиться своими ноу-хау). Так что научную прослойку у нас нужно создавать практически заново – и для этого просто необходима господдержка. Одним из решений может быть создание холдинга на базе научных и проектных организаций нефтеперерабатывающей промышленности, основным акционером которого должно стать государство. Тем не менее, исходя из того, насколько наши правительственные структуры, мягко говоря, не очень способны «быстро» решать накопившиеся проблемы, создание такой структуры (да и вообще программы поддержки отечественной науки в области нефтепереработки) может быть отложено на несколько лет. Соответственно, и рынок появится не раньше (хотя уже сейчас идёт внедрение интересных и даже прорывных технологий – например, переработка на основе цеолитных катализаторов, способная снизить капитальные затраты на производство в шесть раз, а эксплуатационные расходы – в восемь, при этом технология в четыре раза экономичнее классической).


Вопрос №7 Наталья Умнова, пресс-секретарь 2К Аудит - Деловые консультации
Есть ли смысл в принятии закона, ужесточающего требования к качеству нефтепродуктов сейчас в России?
  • Александр Блохин
  • Не надо. Как известно, суровость российских законов компенсируется необязательностью их исполнения. Уже сейчас потребитель голосует за качество "ногами" в крупных городах, где, действительно, существует конкуренция, качество бензина, в среднем, выше, чем в сельской местности - все из-за той же конкуренции. Впрочем, в сельской местности автомобили (в основном, российские) менее требовательны к качеству бензина. Когда требования повысятся, тогда и качество вырастет.

  • Анна Анненкова
  • Смысл есть. Причём чем скорее будет принят такой закон (учитывая время принятия решений нашими властными структурами), тем лучше. Насколько известно, в настоящий момент повышение качества нефтепродуктов связано с принятием Федерального закона «О требованиях к бензинам, ДТ и отдельным ГСМ», предусматривающий использование бензина стандарта Евро-3 со следующего года (данный документ уже внесен в Правительство). Если данный закон будет принят, то это в любом случае «заставит» предприятия нефтепереработки выпускать более качественное автомобильное топливо – а это уже шаг в долгой дороге повышения эффективности российской перерабатывающей отрасли.

  • Снежана Манько
  • В международной практике работы в данном направлении ведутся уже давно. В 1946 году была создана Международная организация по Стандартизации (ИСО), которая на сегодняшний день является одной из ведущих структур, занимающихся в том числе и управлением качеством.

    В рамках ИСО функционирует технический комитет ИСО/ТК 28 «Нефтепродукты и смазки». Одна из задач комитета – регламентация требований по качеству нефти и нефтепродуктов.

    Помимо ИСО, стандартизацией занимаются
    • Международная энерготехническая комиссия
    • Международная ассоциация производителей нефти и газа
    • Общество инженеров-нефтяников и многие другие.

    Российские специалисты принимают активное участие в работе международных организаций.

    В России традиционно уделяется большое внимание стандартизации. На мой взгляд, порой излишнее.
    В результате, компании, работающие на международных рынках, должны для внутренних целей пользоваться национальными стандартами, а для международных операций – международными. Что приводит к излишним «трудозатратам».
    В то же время, компаниям, не работающим на международных рынках, достаточно руководствуются российскими законами.

    На мой взгляд, сегодня, в условиях вступления в ВТО, крайне важно, чтобы вся отрасль работала по единым стандартам качества – по стандартам, принятым в международной практике. При этом российским специалистам по стандартизации требуется сосредоточиться на работе в международных комитетах, а не на создании и адаптации уже принятых и проверенных временем стандартов к российским условиям.

  • Владимир Лесков
  • Низокачественное топливо все равно придется производить. Сегодня в России до сих пор остаются востребованными низкооктановые бензины, так как автомобильный парк достаточно старый. Пока на рынке есть потребители, будет и предложение. Ужесточение требований, кроме того, потребует и контроля за их исполнением, а эта система хромает в России и сегодня. С другой стороны, принятие закона о выпуске топлива стандарта Евро-3 и Евро-4 принудительно заставить НПЗ повышать глубину переработки нефти. Сегодня по этому важному технологическому показателю Россия значительно отстает от Европы и Америки. У нас средняя глубина переработки нефти составляет около 70%. В США — около 92%.


Вопрос №8 Наталья Умнова, пресс-секретарь 2К Аудит - Деловые консультации
Возможно ли создание крупной инжиниринговой компании по нефтепереработке и нефтехимии в ближайшее время? На базе каких компаний?
  • Александр Блохин
  • В принципе, они уже существуют - СИБУР, например, башкирский "куст" заводов по нефтепереработке и нефтехимии. Другое дело, что они существуют не благодаря, а вопреки политике федеральных властей. До сих пор никакой внятной программы по развитию нефтехимии принято не было. Собирались ее обсуждать на правительственном уровне весной, потом летом, но, видать, никак руки не доходят. Нужна четкая система стимулирования развития нефтехимии - тогда и соответствующие компании появятся.

  • Анна Анненкова
  • Как уже отмечено в вопросе 6, создание подобной компании возможно, скорее всего, только при поддержке государства. Компании, входящие в неё – оставшиеся «на плаву» научные институты, лаборатории, а также созданные на их базе частные предприятия. Также сейчас относительно крупным отечественным игроком является компания Интегра (развитие технологий, поставка оборудования), которая в свою очередь может послужить неким «ядром» будущего инжинирингового холдинга. Но, на мой взгляд, говорить непосредственно о компаниях, могущих войти в предполагаемое крупное объединение, пока рано.

  • Владимир Лесков
  • Смотря что имеется в виду под «инжиниринговой компанией»… Если нефтепереработка в России востребована и модернизация НПЗ в общем-то дело времени, то с нефтехимией все сложнее. Продуктов нефтехимии у нас в стране производится явно недостаточно, но проблема может заключаться и в том, что переработчики пластмасс предпочитают сырье из того же Китая. Да и сама отрасль переработки пока не слишком развита.
    Если говорить о создании нефтехимических компаний, то сейчас ведется строительство крупного нефтехимического комплекса в Татарстане – «Нижнекамскнефтехим». Лукойл активно занят в нефтехимии – не так давно открыт новый завод в Буденновске. Традиционно в нефтехимии занят Сибур.


Вопрос №9 Наталья Умнова, пресс-секретарь 2К Аудит - Деловые консультации
Какую долю в розничной цене бензина занимают налоги и какова динамика этого показателя?
  • Константин Черепанов
  • Смотря каких налогов. Допустим, бензин на бензоколонке стоит 22 руб/литр. То есть, 29700 за тонну. В этой цене "сидит" НДС в размере 4531 руб и акциз в 3629. Тогда доля налогов в цене бензина - 27%. Если также взять пропорциональную долю НДПИ, которая заложена в цену нефти, то получится где-то еще 600 рублей. Таким образом, доля исключительно специфических "нефтяных" и "бензиновых" налогов в конечной цене бензина составляет процентов 30. Однако если считать еще и другие налоги - в частности, ЕСН на зарплату работников, то доля налогов будет повыше.

  • Тимур Хайруллин
  • На доля налогов приходится около 50-55% в структуре себестоимости бензина.


Вопрос №10 Наталья Умнова, пресс-секретарь 2К Аудит - Деловые консультации
Повлияет ли создание нефтяной биржи в России на формирование рыночных цен на нефтепродукты? Учитывая опыт газовой биржи - не очень. А биржа в Ираке? Как скоро мы увидим плоды ее деятельности?
  • Владимир Лесков
  • Российским нефтяникам просто нечего делать на российской бирже. Пока там только один покупатель — государство. Предполагается, что сначала работа биржи будет обеспечиваться за счет госзакупок нефтепродуктов, чего явно недостаточно. Реально функционировать биржа начнет не скоро, так что до рыночных цен на нефть и нефтепродукты внутри страны еще далеко.

  • Константин Черепанов
  • Наталья, ваш пример с газовой биржей не совсем корректный. Во-первых, объем торгов пока незначительный, так как пока объем свободного рынка газа еще небольшой. Кроме того, не до конца решены проблемы с транспортировкой газа, который приобретается на бирже. Я думаю, что по мере либерализации газового рынка и решения транспортных проблем, торги будут все более интересными и все более рыночными. То есть будут обеспечивать определение цены, исходя из спроса и предложения. С нефтяной биржей - аналогично. Пока есть заинтересованность со стороны покупателей. В частности, сельхозпроизводители говорили о том, что хотели бы покупать нефтепродукты на бирже, или, например, хеджировать ценовые риски с помощью срочных инструментов. Но нефтяники - вы правы - пока не заинтересованы в поставках. С моей точки зрения, это объясняется тем, что на бирже им придется конкурировать друг с другом. В то время как сейчас, нефтяные компании, мягко говоря, не страдают от конкуренции на внутреннем рынке - каждый НПЗ является практически полным монополистом в своем и соседних регионах.

  • Анна Анненкова
  • Предполагается, что в следующем году в Петербург с NYMEX будут переведены торги REBCO, а в 2009 году планируется открыть торговлю всей линейкой нефти и нефтепродуктов. Опыт торговли «репкой» (с середины прошлого года и до настоящего момента) показал, что опять же без участия государства в данном вопросе подвижек не будет. Насколько известно, за всё время торгов новым фьючерсом на российскую нефть не было ни одного реального контракта. Роль государства в данном случае отводилась для стимулирования (хотя бы фискальными методами) российских нефтеэкспортёров на собственно продажу нефти через биржу, создание условий для её эффективной транспортировки. Да и качество нефти «опять подвело» - под новой маркой шла все та же Urals (низкокачественная по отношению к тому же Brent). Так что опыт «торгов на бирже» пока оказался не совсем удачным. Что будет на российской бирже. Если биржа будет полноценно функционировать, то цены имеют шансы к снижению. Но это будет достигнуто при выполнении очень многих условий (например, нормальный уровень предложения, что обеспечивается удобными условиями работы на биржей для поставщиков; также налоговые льготы для нефтяных компаний хотя бы в процессе «раскрутки» биржи; организация некоего госоргана – к примеру некоммерческого партнерства – для сопровождения системы биржевой торговли нефтью и нефтепродуктами).

  • Елена Зотова
  • Добиться установления справедливой цены с помощью биржевой торговли - хорошая идея. Но первые опыты показали, что нефтяники не заинтересованы в поставках товаров на биржу. К тому же биржевые котировки носят в основном спекулятивный характер.

    • Наталья Умнова
    • Т.е. получается, что биржи либо просто не оправдывают своего создания, либо играют, наоборот, на повышение цен?

      • Елена Зотова
      • Дело в том, что в создании нефтяной биржи заинтересовано прежде всего государство. В совокупности со снятием ограничений на конвертируемость рубля это могло бы полностью изменить формы реализации углеводородов в России.
        Создание нефтяной биржи в первую очередь ориентировано на экспортные поставки. Объем внутренней торговли нефтью и нефтепродуктами в России невелик — большинство крупных нефтяных компаний имеют в своем распоряжении достаточные перерабатывающие мощности и сбытовые структуры, обеспечивающие внутренние продажи в объеме, близком к их производственным возможностям.
        Избыточное предложение нефти на внутреннем рынке существует лишь у «Роснефти» (в особенности после скупки самых весомых активов ЮКОСа) и малых независимых производителей, общий объем поставок которых не превысит нескольких десятков миллионов тонн нефти в год. Покупателей нефти внутри страны еще меньше.
        Для малых независимых производителей продажа нефти через биржу могла бы быть очень привлекательной, так как позволила бы реализовывать продукцию по рыночным ценам. Однако такие производители в большинстве своем зависят от транспортной инфраструктуры более крупных НК, и попытки продавать нефть в обход закончились бы для них проблемами с транспортировкой.


Вопрос №11 Наталья Умнова, пресс-секретарь 2К Аудит - Деловые консультации
Нужно ли увеличивать добычу нефти для увеличения ее переработки? Или существующие сейчас темпы добычи могут удовлетворить как экспорт, так и внутренний спрос?
  • Анна Анненкова
  • Для начала стоит отметить, что особо увеличить добычу нефти, скорее всего, не удастся, поскольку действующие месторождения или уже прошли, или проходят точку пиковой добычи. А для освоения новых месторождений нужны огромные капитальные затраты (миллиарды долларов), так как большинство новых крупных месторождений находится в неосвоенных зонах, и поэтому там необходимо и создание полной инфраструктуры. Здесь более действенным видится скорее увеличение переработки, причем с акцентом на увеличение именно глубины переработки (в ином случае получится, что увеличение переработки приведет просто к увеличению выхода низкокачественных нефтепродуктов – того же мазута, к примеру). В 2006 году добыча в России составила 480 млн. тонн, переработка – 220 млн. тонн, то есть доля переработки менее половины. То есть необходимо увеличивать именно этот показатель, а не величину добычи.

  • Александр Блохин
  • Наращивать добычу нефти не нужно - бюджет и так пухнет от "лишних" денег. Даже при росте добычи в России в начале будущего десятилетия может образоваться дефицит высококачественых бензинов, которые потребуются в большом объеме из-за роста роста парка иномарок. Интерсено в этой связи упомянуть, что Китай, который, как считается, собирается резко увеличить импорт нефти, намерен построить ряд НПЗ на побережье - не в последнюю очередь для экспорта нефтепродуктов. Как бы нам не пришлось импортировать бензин из Китая, сделанный из нашей же нефти! Опыт с Финляндией уже был и, наверное, будет.

  • Тимур Хайруллин
  • В первую очередь необходимо не наращивать добычу, а модернизировать и строить новые НПЗ, что может стать решением проблемы.

    • Елена Зотова
    • Тимур, есть мнение, что в настоящее время Россия не увеличивает, а восстанавливает добычу нефти по отношению к прежнему уровню. Согласны ли вы с этим?

      • Анна Анненкова
      • Пик нефтедобычи в СССР пришелся на 87-88 годы – тогда было добыто 624 млн. тонн нефти (в целом по СССР) и 570 млн. тонн (на территории России). В 2006 году в России было добыто 480 млн. тонн. Так что можно сказать, Россия восстанавливает нефтедобычу, хотя до прежнего уровня ещё далековато, и, скорее всего, этих уровней мы не достигнем.


Вопрос №12 Александр, студент
Как вы думаете, наступит ли когда-нибудь "светлое будущее", когда Россия слезет с нефтяной иглы и будет производить, а не торговать собственной "кровью"?
  • Денис Захаров
  • А что плохого в том, что Россия торгует нефтью? Одарила её природа нефтью, почему бы ею не продавать? Другие страны имеют тёплый климат и могут экспортировать сельхозпродукцию или зарабатывать на приёме туристов... Россия климатом похвастаться не может. Может быть так - через некоторое время нефть утратит свою надобность. Так почему бы её не продать сейчас?

    • Александр
    • Можно продавать, но мне, как гражданину, которому якобы принадлежат все ресурсы страны, хотелось бы хоть что-то от них получать, кроме высоких цен на бензин...

      • Денис Захаров
      • В России бензин не так уж и дорог - в Европе дороже в два раза. В странах бСССР только Азербайджан и Туркменистан могут похвастаться действительно дешевым бензином. Цены в Казахстане на уровне российских, В Украине и Прибалтике топливо заметно дороже.

        • Александр
        • А в США же бензин, вроде, дороже? Хотя они и являются одним из самых главных покупателей чужого сырья.

          • Денис Захаров
          • США - страна особая. Там бензин стоит на уровне российского или чуточку дешевле. Но в Штатах заметно ниже налоговая составляющая в цене бензина.
            Кстати, хотя Штаты и являются одним из самых главных покупателей чужого сырья, кто добывает это "чужое сырье" по всему миру? Conoco, Exxon и множество американских компаний поменьше.

            • Елена Зотова
            • Константин, может ли Россия перенять опыт США в области ценообразования на нефтепродукты? Схему налогообложения, например?

              • Константин Черепанов
              • В США НПЗ работают несколько по-иному. Во-первых, много независимых НПЗ. Во-вторых, даже те НПЗ, которые входят в состав вертикально-интегрированных компаний, не обязаны закупать нефть только у "своих" добывающих компаний. Все это создает конкуренцию. НПЗ заинтересованы в снижении цены нефти и (по ситуации, конечно) в приемлемых для потребителя ценах на бензин (чтобы не "убить" спрос). У нас же пока компании работают, как правило, по цепочке "скважина - свой НПЗ - своя бензоколонка". И какую цену компания в итоге выставит, такая и будет. Потребитель все равно купит.
                Что касается "перестановки местами акцизов", о чем ниже говорил господин Блохин, то это действительно повысит привлекательность производства высокооктановых бензинов для нефтяных компаний. Однако скажется ли это на конечной цене? Я лично сильно сомневаюсь. Потребитель вообще не в курсе, какие есть акцизы, поэтому ради него цену никто снижать не будет. Она просто останется на том же уровне, но нефтяники при этом будут зарабатывать больше.

              • Владимир Лесков
              • А зачем? В России совсем другая схема ценообразования. У нас есть нефть, в США - нет. Да, в Америке бензин дешевле, но никто не учитывает в нем расходов, например, на войну в Ираке. Для США значительная часть цены бензина заложена в транспортировке. Для нас в добыче. Таких различий очень много.

                • Захаров Денис
                • Как так - в США нет нефти? Это ж одна из ведущих нефтедобывающих стран!

                  • Константин Черепанов
                  • США потребляет порядка 21 млн баррелей нефти в день. А производит - 7.4. То есть они покрывают свой собственный спрос чуть более чем на треть. При этом добыча постоянно снижается. И запасов все меньше и меньше. Так что, по сравнению с их собственным спросом, нефти в США нет.

                    • Захаров Денис
                    • Лишь две страны мира - РФ и СА добывают больше Штатов. А что запасы уменьшаются - так это почти у всех такая тенденция наблюдается. Вот что потребление огромное, тут спору нет.

                  • Владимир Лесков
                  • Большую часть скважин у себя они заморозили.

                    • Захаров Денис
                    • Россия добывает 480 млн твг, США - 311, Ирак - 98, Кувейт - 133, Норвегия - 128.
                      Я бы не стал говорить, что в США нефти нет и скважины заморожены. Всё же Норвегию американцы обгоняют по добыче нефти.

    Владимир Лесков
    Уже сегодня появляются источники энергии, альтернативные нефти. Пусть, в ближайшие 25 лет ее ничего не заменит, но есть вероятность, что потом она не понадобится в таком количестве. Сейчас нужно просто правильно использовать то, что у нас есть, чтобы создать финансовую базу для развития высоких технологий, инфраструктур и т.д.

  • Константин Черепанов
  • В ближайшее время вряд ли. Посудите сами, чем в этом случае торговать? Нефть и газ - крупнейшие экспортные стати в российском внешнеторговом балансе. И в одночасье отказаться от них просто невозможно. "Светлое" (но в нашем случае "темное") будущее наступит тогда, когда существенно увеличится доля альтернивных источников энергии в мировом энергобалансе. Но пока о том, что мир (не только Россия) полностью слезет с "нефтяной" иглы, не говорится даже в самых смелых прогнозах (из наиболее реалистичных, конечно же, - фантастику мы не рассматриваем).

    • Александр
    • Константин, понимаю, вопрос не совсем в тему, но если обратиться немного к фантастике: в литературе высказывались идеи "закрытой страны", которая ничего не покупает извне, а продает только излишки. И все свои потребности удовлетворяет сама. Учитывая нашу территорию, ресурсы и потенциал - разве это невозможно? Что вы думаете по этому поводу?

      • Константин Черепанов
      • Есть такая страна. Северная Корея :) Даже излишки не продает - нечего. Вы же, надеюсь, не хотите жить также? А если серьезно, то расклад такой. У вас какой мобильный? Nokia? Motorolla? А телевизор? Sony? А почему не российские? А потому, что нет у нас таких технологий. Мы зависим от импорта - это очевидно, просто оглянитесь вокруг. А чтобы покупать все эти блага, нужно что-то продавать взамен. Что же? Пока это углеводороды. Если ситуация изменится к лучшему, будем кроме этого продавать и high tech какой-нибудь. А если снова замкнемся в себе, будет возврат в СССР. Когда джинсы были жутким дефицитом.

        • Александр
        • Ну может быть когда-нибудь мы сможем делать продукцию японского уровня... Утопия:)


Вопрос №13 Ирина, менеджер
Возвращаясь к вопросу о развитии нефтехимии. Ведь химики тоже используют нефтяное сырье и платят за него столько же, сколько все остальные. Не тормозят ли высокие цены на нефть и нефтехимию. Может, для химиков нужно вводить какие-то льготы? Или там существуют другие механизмы?
  • Елена Зотова
  • Конечно, тормозят! Высокие цены на нефть на мировом рынке ориентировали российских нефтяников на экспорт, уменьшение углеводородов на внутреннем рынке привело к застою в развитии нефтехимии. Проблемы нефтехимических производств может решить увеличение глубины нефтепереработки.

  • Анна Анненкова
  • Нефтехимия действительно работает по немного иным правилам. Вообще мировая практика показывает, что нефтехимическая продукция обычно в 5-10 раз дороже нефтепродуктов. Например, в США нефтехимические компании расходуют всего 6% углеводородов от общего потребления – но эти компании вносят в ВВП страны столько же, сколько компании, потребляющие остальные 94% нефти. Так что, как говорится, дело это вполне прибыльное. Поэтому увеличение цен на нефть, конечно, уменьшит маржу наших нефтехимических компаний (основные Сибур, Татнефть, Лукойл), но существенных убытков, скорее всего, не будет.

    • Ирина
    • Но ведь у всех этих нефтехимических компаний есть добывающие "мамы". А может ли быть в России независимая переработка, если бы нефтепродукты покупались, например, на бирже?

      • Анна Анненкова
      • Теоретически может, но только при создании нормально работающей той же нефтяной биржи. В ином случае зависимость компании от внешнего сырья делает её уязвимой и привлекательной для поглощения, например, поставщиком сырья.

      • Владимир Лесков
      • Компании, у которых нет собственного сырья, действительно, испытвают трудности. Но дело, скорее, не в стоимости сырья, а в "доступе к трубе". Можно привести пример "Казаньоргсинтез", который работал с "Сибуром" ("Оренбурггазпром"). Поставщик из-за конфликта прекратил подачу этана - КОС встал.


Конференция проведена по инициативе и при техническом содействиии Независимой консалтинговой группы «2К Аудит - Деловые консультации».




Обсудить в форуме Версия для печати



 Дизайн сайта разработан di Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только с указанием ссылки на сайт Нефть, газ и фондовый рынок Сайт основан 20 января 2005 года