Нефть, газ и фондовый рынок Нефть, газ и фондовый рынок  

Новые темы на форуме:
○ http://www.nflr...
(Ответов: 0) - lxd123456

○ http://www.team...
(Ответов: 0) - lxd123456

○ http://www.seah...
(Ответов: 0) - lxd123456

○ http://www.bill...
(Ответов: 0) - lxd123456

○ http://www.raid...
(Ответов: 0) - lxd123456



Rambler's Top100


Топливный рынок ждёт сигнала "сверху"

15 апреля 2012 года

Динамика розничных цен на бензин в РоссииПрогнозы аналитиков о неизбежном повышении розничных цен на нефтепродукты после президентских выборов не сбылись. Выборы завершились месяц назад, но цены остались прежними. Чего же ждут нефтяные компании?

В январе министр энергетики РФ Сергей Шматко заявил о достижении договорённости с нефтяными компаниями о "заморозке" цен на бензин в предвыборный период. Нефтяники пообещали министру сохранить цены на уровне декабря 2011 года, несмотря на новогоднее повышение акцизов. С.Шматко особо подчеркнул, что требование о стабилизации розничных цен на топливо распространяется не только на вертикально-интегрированные нефтяные компании, но и на независимые сети АЗС. "Сейчас очень важно внимательно смотреть за тем, как независимые АЗС реализуют эту договоренность с учётом, что мы сохраняем стабильный уровень цен", - сказал министр.

Биржевой индекс бензин Аи-92Нефтяники сдержали слово - в январе-феврале график розничных цен на бензин представлял собой горизонтальную линию. Источник среди нефтяных компаний сообщил, что потери от "принудительной заморозки" цен на фоне роста акцизов и цены на нефть только за январь и февраль 2012 года составили у разных российских компаний от 3 до 5,5 млрд рублей. Вместе с тем, ни в марте, ни даже в апреле не произошёл ожидаемый скачок цен на бензин.

Стоит отметить, что объективные факторы для роста цен на нефтепродукты заметны невооружённым взглядом. Мировые котировки нефтяных фьючерсов растут, увлекая за собой внутренние цены на сырую нефть. С 1 января акцизы на бензин и дизельное топливо в России существенно выросли, скоро ожидается новое повышение акцизов. Рыночную тенденцию демонстрируют биржевые цены, на которые не распространяется решение о "заморозке". С начала года индекс СПбМТСБ по бензину Аи-92 поднялся на 19,1% - с 26993 рубля за тонну до 32150 рублей за тонну. Между прочим, на создание этого индекса ФАС потратила огромные усилия. Предполагалось, что биржевые индексы должны быть основными показателями топливного рынка. Индексы уверенно растут, почему же чиновники в один голос заявляют об отсутствии объективных факторов повышения розничных цен?

- Я полагаю, что цены на бензин действительно продолжают оставаться замороженными по поручению власти, и такая ситуация сохранится до новой важной политической даты - 7-го мая, инаугурации Президента, которая должна пройти в комфортной обстановке, - считает генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. - Однако такая политика представляется сомнительной - хотя бы потому, что рынок не демонстрирует никаких объективных факторов для стабильности цен на топливо, кроме искусственно навязанных ему. Поэтому скачок цен во второй половине мая, после "разморозки", представляется неизбежным, но он будет не растянутым по времени, а весьма резким. Понятно, что реакция населения на этот скачок окажется негативной. И протестовать будет как раз наиболее активная часть электората - жители крупных городов, автовладельцы. Появится лишний фактор нестабильности, который, полагаю, не преминут разыграть различного рода оппозиционные движения вроде "белых ленточек". Оправдано ли закладывать подобную "бомбу замедленного действия" под первые сто дней работы нового президента России, сказать трудно. Но в том, что она сработает, сомнений нет.

Надежды нефтяных компаний на возможную компенсацию окончательно разбил вице-премьер Игорь Сечин. "Мы считаем, что убытков пока нет. Конечно, хочется поднимать эффективность, но надо делать это корректно, рыночным образом. Мы с ними работаем. Надо устранять экономически нецелесообразных посредников при экспорте. Мы с ними активно работаем по референтным ценам для внутреннего рынка на базе региональных цен", - сказал И.Сечин, отвечая на вопросы журналистов о компенсации доходов, недополученных нефтяными компаниями в период фиксации цен на топливо. Он также отметил, что повышенные пошлины на экспорт бензина, временно введённые весной 2011 года для насыщения внутреннего рынка, планируется оставить на нынешнем уровне. "Думаю, что текущий режим будет сохранен. У нас все параметры подсчитаны, поэтому необходимости нет", - отметил вице-премьер.

Однако, как уже отмечено выше, убытки уже есть - и это немалые убытки. Топливный рынок до сих пор регулируется отнюдь не рыночными методами, а в полном смысле слова вручную - в угоду текущему политическому заказу и действующей конъюнктуре. По словам председателя правления "Газпром нефти" Александра Дюкова, оптовые цены в России сейчас на 3000-6000 рублей ниже экспортной альтернативы. Ясно, что при таком большом разрыве между внутренними и экспортными ценами удержать нефтепродукты внутри страны может только одна сила - административное вмешательство. В дополнение государство обязало крупные нефтяные компании оказывать помощь сельхозпроизводителям, поставляя им топливо со скидкой в 30%.

С одной стороны, стоило бы радоваться - внутренний рынок насыщен относительно дешёвым топливом. Нынешняя, подвешенная в воздухе ситуация, весьма способствует взаимной любви власти и конечных потребителей, в этом уголке политического поля царит тишь да гладь. Но, поскольку ясно, что вечно подобная идиллия не продлится, стоит задуматься - а что же будет потом?

Ответ очевиден. Крупная нефтянка, продолжая оставаться основным источником наполнения бюджета страны, дальше просто не сможет позволить себе работать в убыток. Более того, и прежде понесенные потери необходимо будет восполнять. Резко подняв цены, нефтяники снова окажутся в роли козла отпущения, да ещё меж двух огней - упреки посыплются и со стороны государства и от граждан-автолюбителей.

При этом вопрос: "какая реальная доля вины за случившийся кризис лежит на нефтянке, и есть ли эта доля вообще?" - вероятнее всего, даже не прозвучит. Валить ответственность за все российские беды на нефтяные компании давно уже стало традицией.

Вот только - доброй ли? И главное - эффективной ли?




 Дизайн сайта разработан di Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только с указанием ссылки на сайт Нефть, газ и фондовый рынок Сайт основан 20 января 2005 года