Нефть, газ и фондовый рынок Нефть, газ и фондовый рынок  

Новые темы на форуме:
○ Chicago Bulls Jersey
(Ответов: 0) - zhoumin1245

○ Scooter Gennett Womens Jersey
(Ответов: 0) - zhoumin1245

○ Wholesale Max Scherzer Jersey
(Ответов: 0) - zhoumin1245

○ George Brett Jersey
(Ответов: 0) - zhoumin1245

○ Rougned Odor Jersey
(Ответов: 0) - zhoumin1245



Rambler's Top100


Беседа №1. Советы начинающему инвестору

24 февраля 2005 года
Темы: нефть

Перед вами первая беседа Инвестора с Аналитиком. Поскольку эта беседа первая, то она в основном посвящена обсуждению общих вопросов функционирования фондового рынка и обращения на нём акций нефтегазовых компаний. В дальнейшем беседы будут проводиться регулярно. Вы можете принять участие в беседе, прислав свои вопросы Аналитику по адресу: expert@ngfr.ru.

Основные темы: Советы начинающему инвестору. Как не потерять свои деньги при событиях, подобных "делу ЮКОСа"? Сколько времени требует управление своим портфелем? Нужно ли диверсифицировать вложения в акции? "Фундаментально сильные" и "фундаментально слабые" компании. "ЛУКОЙЛ" и "Сургутнефтегаз" - в чем отличие? Общая характеристика "Татнефти" и "Сибнефти".

Инвестор: Как человек, который уже несколько лет занимается анализом фондового рынка, какие ты можешь дать самые-самые общие рекомендации на эту тему? Вот пришел человек, заинтересовался он покупкой акций. Ну, понятное дело, если человек совершенно далек от компьютеров, от сетей, от всего этого - он поедет куда-нибудь и напишет распоряжение на бумажке. А вот если человек решил поставить себе торговый терминал? Ну, самое-самое общее, что ты можешь ему посоветовать для начала?

Аналитик: Не важно, подаются распоряжения на бумажке, по телефону или через интернет - совет один. Учиться надо, стараться разбираться в акциях. Чтобы торговать не просто некими безликими тикерами и названиями компаний, а хорошо понимать, что именно ты покупаешь и продаешь. Фундаментальный анализ рынка и фундаментальные показатели компаний на большом промежутке времени оказываются важнее, чем технический анализ, чем какие-нибудь сиюминутные события.

Инвестор: Они иногда так резко наступают, что может и реагировать-то уже поздно бывает.

Аналитик: Поздно реагировать-то?! Да не наступает ничего резко! Вот пример - "ЮКОС". Атака на "ЮКОС" длится уже больше, чем полтора года. За первый месяц акции "ЮКОСа" упали с 400 рублей где-то до 300. Это серьезное падение, но, тем не менее, оно не может разорить инвестора. Ну если, конечно, он не вложился "с плечами" в одну бумагу…

Инвестор: Да и даже если и с плечами то его не разорят - ну, подумаешь, счет обнулится.

Аналитик: Ну обнулится счёт - это и есть разорение! Я говорю вот о чем - если, скажем, того же "ЮКОСа" было 20% от счета, и потерял инвестор на нём 25%, то потери составили 5% капитала. Падение акций на 25% - это сильно! Но оно было в течение месяца. В течение месяца даже человек, который является не то что дейтрейдером, а просто достаточно активным участником торгов, за месяц-то может принять решение?

Инвестор: Время-то найти!

Аналитик: Арестовали сначала Лебедева, не сразу же Ходорковского!

Инвестор: А Лебедева, кстати, за что арестовали?

Аналитик: Арестовали? - Началась атака на компанию! "ЮКОСу" сначала пригрозили, довольно-таки недвусмысленно. Но "ЮКОС" продолжал действовать в том же духе. Тогда арестовали Лебедева. Предьявили обвинения в укрывательстве от налогов, ну и так далее… Давно это было, сейчас уже детально не помню. После того как арестовали Лебедева, прошло месяц-полтора, Ходорковский собрал пресс-конференцию, на которой заявил, что он от своих принципов не отступится, что "можете меня сажать в тюрьму, но я не уеду за рубеж".

Инвестор: По телику видел…

Аналитик: То есть он подал идею властям. Посадили его в тюрьму. Но и на этом этапе потеря в курсе акций ещё не была катастрофической. Потом арестовали счета компании, это стало уже серьезно. Но и тогда акции "ЮКОСа" не совсем до нуля упали. Сейчас уж поздно продавать, но ведь прошло полтора года! Вот сейчас убытки по акциям "ЮКОСа" можно оценить как катастрофические. Просто не нужно допускать до этого, в десять раз за день акция не падает. Всегда есть возможность для выхода. Причем "ЮКОС" - это уже крайний пример. Поэтому, основной совет - изучать рынок, читать новости и думать.

Инвестор: На своем опыте скажу, что как человек, в свое время купивший акции и про них забывший, наверное, упустил много моментов таких.

Аналитик: "Купить и забыть вообще" - это уже не относится к работе на фондовом рынке. Все-таки фондовый рынок требует определенного управления активами. Конечно, не значит, что нужно целый день сидеть, уперившись в монитор. Но управлять надо.

Инвестор: Можно, пожалуй, какое-то время выделить. Какое-то время, какие-то силы и спокойно повышать свою грамотность в этом вопросе не спеша.

Аналитик: Грамотность повышать надо. Безусловно, нужно разбираться в специфике отрасли, акциями которой торгуешь. А поскольку за редким исключением все крупные российские компании относятся к нефтегазовой отрасли, то её изучению и нужно посвятить основное время.

Инвестор: Вот скажи мне - за прошедшие два года рынок-то рос по большому счету?

Аналитик: Нет, 2004 год закончился в ноль практически. Сначала рост был, весной сильный провал, с апреля. Все лето рынок был внизу и под конец немножко стали акции отрастать, но в итоге индекс практически на том же месте остался. Рост был в 2001, 2002 и 2003 годах. Пик был достигнут, когда произошло два очень крупных позитивных события в 2003 году - создание ТНК-BP и объединение "ЮКОСа" с "Сибнефтью".
Инвестор: Объединения "ЮКОСа" с "Сибнефтью" не случилось!

Аналитик: Когда объявили об этом…

Инвестор: А! Стоп-стоп-стоп! Что-то все-таки произошло, "Сибнефть" же часть акций отдала "ЮКОСу"…

Аналитик: Ну, строго говоря, объединение фактически произошло. В соглашении был такой пункт, что если одна из сторон откажется от выполнения сделки, то она должна выплатить неустойку в размере миллиарда долларов.

Инвестор: Ух, ты!

Аналитик: Это было сделано, поскольку над "ЮКОСом" и "Сибнефтью" уже потешались за прошлую попытку объединения.

Инвестор: Да, да, я помню! Это в прошлом веке еще! Название было такое - "ЮКСИ".

Аналитик: Первое объединение не удалось и, естественно, когда компании во второй раз объявили о сделке, сразу же вспомнилась прежняя попытка. Дабы показать серьезность своих намерений, в договор ввели такую вот неустойку - миллиард долларов.

Инвестор: Интересно, а как сейчас компания должна была назваться? Ну, в случае объединения.

Аналитик: "ЮкосСибнефть". "ЮКОС" выкупил у основных акционеров "Сибнефти" 20% принадлежавших им акций, а остальные акции "Сибнефти" обменяли на бумаги объёдинённой компании. Для этого была проведена допэмиссия акций "ЮКОСа". К осени, когда Ходорковский уже сидел в тюрьме, стороны констатировали, что компании объединились. А вот буквально недели через две-три после этого объявили, что сделка будет расторгнута в зеркальном порядке.

Инвестор: А миллиард долларов кто кому заплатит?

Аналитик: Миллиард долларов никто никому не заплатит. Сделка-то была завершена. Неустойка относилась к отказу от объединения. Компании объединились, а разъединение - это уже другая сделка.

Инвестор: А зачем они инициировали обратную сделку? Ведь "ЮКОСу" было бы лучше выплывать одновременно с Абрамовичем?

Аналитик: Инициировали, естественно, владельцы "Сибнефти".

Инвестор: А "ЮКОС" почему не уперся рогом?

Аналитик: "ЮКОС" находится в таком положении, что тяжело ему упираться. Кстати, зеркальная сделка до сих пор еще не проведена. Руководство "ЮКОСа" тормозит процесс. "Сибнефть" зарабатывает чистой прибыли примерно миллиард долларов в год. Немалые деньги!

Инвестор: Неплохие.

Аналитик: Миллиард долларов в год конечно "ЮКОСу" бы не помешал в нынешней ситуации…

Инвестор: Да, думаю, не и помог бы сильно…

Аналитик: Пожалуй, так. Но акционеры "Сибнефти" по понятной причине хотят сделку расторгнуть.

Инвестор: Всеми фибрами души…

Аналитик: Да. Но это расторжение - другая сделка. А та - завершена.

Инвестор: Н-да! Как тут все запутанно…

Аналитик: Давай какой-нибудь еще общий вопрос.

Инвестор: Что-то, знаешь, все скатывается к "ЮКОСу". Никому он покоя не дает.

Аналитик: Так недавно он был самой крупной российской нефтяной компанией!

Инвестор: Какие ты акции рекомендуешь для инвестирования сейчас? Если есть, скажем, свободных десять-пятнадцать тысяч рублей? Что бы тогда порекомендовал прикупить, так вот прямо, не думая долго.

Аналитик: Вне зависимости от суммы купить "ЛУКОЙЛ".

Инвестор: На все?

Аналитик: Нет, не на все. Вообще ничего и никогда не следует делать "на все". Даже если тебе акция кажется очень хорошей, нельзя покупать на все. С другой стороны, не стоит чрезмерно увлекаться диверсификацией, раскладывая деньги по ста акциям. Нужно выбрать самые хорошие компании, ведь нет смысла вкладывать деньги в плохие. А если купить сто разных акций, то из них большинство окажется плохих. Нужно выбрать лидеров.

Инвестор: Насколько мне известно относительно диверсификации, авторитеты утверждают, что диверсификация - занятие неправильное в принципе, она не защищает от того, от чего она якобы призвана защитить. Может быть она и имеет смысл, но надо четко понимать ее возможности и ее ограничения. Авторитеты настаивают на том, что лучше изучить как следует все аспекты инвестирования в ту, в другую, в третью компании и выбрать ее акции для помещения в портфель, но никогда, ни в коем случае, не покупать акции просто так, в надежде, что их большое количество снизит потери.

Аналитик: Совершенно согласен, но, тем не менее - в одну компанию вкладываться нельзя. Хотя бы потому, что всегда есть фактор случайности, который невозможно предугадать. С одной компанией всегда может случиться что-то невероятное. Но если проведен грамотный, серьезный анализ, скажем, пяти компаний, то со всеми пятью не может случиться что-то непредсказуемое.

Инвестор: Да. Тем более, если они из одной отрасли, то в случае, если с одной компанией случается что-то нехорошее, то остальные получают конкурентное преимущество. Может быть так?

Аналитик: Да, да, да! Вот что мы сейчас наблюдаем - "ЮКОС" теряет активы, но они же не растворяются в воздухе...

Инвестор: ...в пользу "Роснефти" он их теряет.

Аналитик: И не только в пользу "Роснефти". Например, ТНК-BP получила "Роспан", который они давно хотели приобрести. Причём, не так уж дорого за него заплатили. Получили полный контроль над этим предприятием.

Инвестор: Вот я думаю, есть люди, которые любят риск. Любят, как бы это сказать, ну все новое. Помнишь, была волна доткомов у американцев. Вот люди, кто пошустрее, кто хотел рискнуть, вложились в доткомы. Новая отрасль фактически возникла! Но, тем не менее, это один из способов работы. А есть другой способ, когда рассматриваются компании, которые уже давно существуют. Про которые уже многое известно. Если изучать историю компании, то можно сделать выводы о том, что с ней будет дальше. Вот может быть и следует работать именно с такими акциями?

Аналитик: Есть компании, которые на продолжительном периоде "фундаментально сильны"…

Инвестор: А что значит "фундаментально сильны"?

Аналитик: Основной показатель фундаментальной силы - это способность компании приносить прибыль своим владельцам. Если компания на протяжении нескольких лет приносила прибыль, и нет опасений, что она резко сократит ее в дальнейшем, то такую компанию называют фундаментально сильной. Конечно, курс ее акций может колебаться вместе в рынком, но, тем не менее, он будет постепенно расти на больших периодах времени. Потому что деньги компания зарабатывает, вкладывает их в свой бизнес.

Инвестор: Более-менее разумно ими распоряжается!

Аналитик: Тогда постепенно курс ее акций будет расти. Если же компания на протяжении нескольких лет работает почти без прибыли, и нет ожиданий, что она ее получит, то такая компания - фундаментально слабая. Нет смысла покупать такие акции, как бы дешево они не стоили. Вполне возможно, что через некоторое время они станут еще дешевле. Потому что зачем покупать компанию, которая не приносит прибыль?

Инвестор: Пожалуй, да! А какую ты можешь фундаментально слабую компанию назвать?

Аналитик: Да все тот же "ЮКОС".

Инвестор: Ну а кроме "ЮКОСа"? С "ЮКОСом"-то понятно, "ЮКОС" в общем-то... трамбуют!

Аналитик: В нефтяной отрасли все компании довольно сильны сейчас. Нефть дорогая на протяжении длительного периода, это обеспечивает высокую прибыль. И не видно, из-за чего цены на нефть могли бы сильно упасть.

Инвестор: А скажем, кто этой самой высокой прибылью наиболее толково распоряжается?

Аналитик: В данном случае не рекомендовал бы я покупать акции "Сургутнефтегаза". Компания прибыль получает, но открыто заявляет, что не собираются делиться ею с акционерами.

Инвестор: Может быть, она ее как-то разумно использует?

Аналитик: Использует она ее тоже крайне неразумно. Большая часть средств не инвестируется в новые проекты, а вкладывается в низкодоходные облигации. Надежные, но низкодоходные.

Инвестор: А смысл какой в этом? Это инвестиционный фонд получается какой-то… По сути дела!

Аналитик: "Сургут" владеет несколькими миллиардами долларов, затрудняюсь точно сказать, сколько сейчас. Последний раз они отчитывались - было шесть миллиардов. Судя по отчету, эти деньги приносят меньше 10% годовых в валюте. Намного меньше 10%, не помню точно сколько. Но это не существенно - важно, что компания получает доход на вложенные деньги на уровне инфляции.

Инвестор: Держит их, можно сказать, без толку.

Аналитик: Это показывает фундаментальную слабость компании. Шесть миллиардов - это шесть миллиардов. Серьезные деньги и наличие их, естественно, способствует повышению капитализации. Но поскольку это просто деньги, их можно потерять в один день. Это не завод - он в один день не пропадет. Месторождение тоже никуда не денется. А деньги могут исчезнуть. Несмотря на то, что производственные дела у "Сургута" идут неплохо, и прибыль компания получает, она не собирается делиться этой прибылью с акционерами.

Инвестор: Да! Пожалуй, это не та компания, в которую стоит долгосрочно вкладываться.

Аналитик: Еще надо учитывать динамику развития. Наблюдение за "Сургутнефтегазом" показывает, что за пять лет ничего не изменилось, кроме постоянного увеличения суммы этих вот свободных денежных средств.

Инвестор: Я слышал, что "Сургутнефтегаз" вроде как бурит очень много?

Аналитик: Это обычная деятельность нефтяной компании. Все компании ведут буровые работы, но "Сургут" среди них лидер.

Инвестор: А зачем он столько бурит? Может он добычу увеличивает?

Аналитик: "Сургут" является маленькой региональной компанией. За пять лет он не создал ни одного совместного предприятия. Не купил ни одной лицензии за пределами своего региона. Не участвует в освоении месторождений на Каспии, Тимано-Печоре, Сахалине, других перспективных мест.

Инвестор: Не разрабатывают?!

Аналитик: "Сургутнефтегаз" сидит в своем регионе. Конечно, Западная Сибирь богата углеводородами, но трационные раойны нефтедобычи уже довольно-таки сильно истощены. Поэтому компании приходится много бурить, выискивая, что еще осталось на этих месторождениях. У "Сургута" нет ни одного зарубежного проекта. Не покупает он где-нибудь, скажем, в Саудовской Аравии нефтяные поля. Такая политика и заставляет компанию серьезно заниматься геологоразведкой. Потому что, если не заниматься геологоразведкой, то компания скоро всю нефть добудет и…

Инвестор: ...будет сосать лапу?!

Аналитик: К тому же "Сургутнефтегаз" не участвует в скупке малых предприятий... Тот же "ЛУКОЙЛ" купил таких предприятий десятка два за прошедшие годы или даже больше.

Инвестор: А что есть малые предприятия? И зачем их надо скупать?

Аналитик: Малые предприятия? - Ну, например вот "ЛУКОЙЛ" заявил, что для него одно из перспективных направлений - проникновение в Тимано-Печорскую нефтегазовую провинцию. Практически не исследована она. Известно, что там много нефти и газа. Но, тем не менее, почти не добывается там ничего.

Инвестор: А по какой причине там ничего не добывается?

Аналитик: Это Север, Республика Коми. Отсутствие инфраструктуры - нет дорог, трубопроводов, ЛЭП. Там немножко сырья добывается, присутствует много предприятий маленьких, которые владеют лицензией на эксплуатацию месторождений и эксплуатируют пять скважин или десять. Добывают нефть в объеме нескольких десятков, сотен тонн. Возят в автомобильных цистернах. Такой вот уровень эксплуатации месторождений. Естественно, что небольшое предприятие самостоятельно не может проложить трубопровод, построить жележнодорожный терминал, морской порт. На это нужны большие деньги. "ЛУКОЙЛ" занимался тем, что скупал эти предприятия. Сейчас ему принадлежит очень много лицензий в Тимано-Печоре. Сейчас "ЛУКОЙЛ" реализует проект транспортировки нефти через Северный Ледовитый океан. Дело в том, что из Тимано-Печоры в европейскую часть России уж очень далеко нефть возить. Планируется, что вся нефть будет доставляться на побережье Северного Ледовитого океана, грузиться в танкеры и оттуда - на Запад.

Инвестор: Ледоколами их, соответственно, придется проводить?

Аналитик: Да, немного придется бить лед. Не очень сильно, потому что хвост Гольфстрима от Мурманска, идущий вдоль побережья, не дает возможности образовываться совсем толстым льдам. Танкеры, конечно, усиленного ледового класса нужны. Выбрана бухта, которая не сильно промерзает. "ЛУКОЙЛ" скупил очень много мелких предприятий, тем самым увеличив свои запасы.

Инвестор: Увеличив свой размер по сути дела?

Аналитик: С каждым годом запасы нефти "ЛУКОЙЛа" увеличиваются, компания компенсирует добычу. Понятно, что физически нефть не может добавиться в земле. Сколько ее есть - столько уж есть. Но во-первых, "ЛУКОЙЛ" ведет геологоразведку и находит новые запасы нефти, а во-вторых скупает предприятия, и за счет этого увеличивает свои запасы. "ЛУКОЙЛ" прибыль, которую получает, тратит на покупку новых месторождений и предприятий.

Инвестор: Если взять все вышесказанное, то получаются два полюса как бы? - на одном находится "ЛУКОЙЛ", а на другом "Сургутнефтегаз"?

Аналитик: Пожалуй, так. "ЛУКОЙЛ" за прошедшее время купил лицензии на разработку месторождений в Египте, в Саудовской Аравии, он активно работает в республиках бывшего Советского союза, в Азербайджане.

Инвестор: В перспективе может быть, что он будет добывать в Ираке? Когда там пыль осядет потихоньку…

Аналитик: В Ираке он купил участки, весьма вероятно, что сможет на них вернуться, поскольку ConocoPhillips появился среди акционеров "ЛУКОЙЛа". ConocoPhillips заинтересована, чтобы "ЛУКОЙЛ" получил возможность добывать нефть в Ираке. А поскольку Америка имеет сейчас решающее слово в этой стране, то вполне возможно, что "ЛУКОЙЛ" получит доступ к месторождениям. Ещё "ЛУКОЙЛ" приобрет несколько нефтеперерабатывающих заводов в Европе. Теперь он нефть поставляет не кому-то, а на свои заводы. И сам ее перерабатывает. Купил сбытовую сеть в Соединенных Штатах. Сейчас у него больше двух тысяч бензоколонок в США. Это тоже серьезно. Не просто торговать сырьем, а конечному потребителю продавать готовый продукт. В розницу! Наблюдая за "ЛУКОЙЛом", можно сказать, что он развивается. Причем развивается как международная компания. Отбирает самые интересные проекты. И не забывает о России. Вкладывается во все интересные проекты. У него тоже, конечно, много проблем. Одна из них - это высокие издержки. И на добычу, и на транспортировку. Очень высокие управленческие издержки.

Инвестор: Большие зарплаты платят?

Аналитик: Не думаю, что именно большие зарплаты. Скорее, раздут управленческий аппарат. Да и некоторые проекты "ЛУКОЙЛа" можно назвать сомнительными, в том числе те же бензоколонки в США. Будут ли они приносить достаточную прибыль? Ведь у "ЛУКОЙЛа" пока нет в США своих заводов, а возить бензин из России нереально. Вообще нефтепродукты сложно возить, потому что они представлены в большом ассортименте. Нефть-то залил в танкер и повез, а только одних бензинов существует 80-й, 92-й, 95-й и так далее.

Инвестор: Для каждого нужна отдельная емкость…

Аналитик: А есть еще дизельное топливо - летнее и зимнее, керосин... Непростая задача, в общем. А своего завода у "ЛУКОЙЛа" в США, повторяю, нет.

Инвестор: Так они вроде купили завод…

Аналитик: Пока планируют... Руководство компании, естественно, тоже понимает, что наличие своего НПЗ в Штатах сильно улучшит экономику проекта. Пока же бензоколонки чужой бензин продают. Какую-то прибыль они приносят, но наверняка небольшую.

Инвестор: Ну, зато флаг показывают…

Аналитик: Флаг показывают... Но вот если "ЛУКОЙЛ" получит завод... Там еще много разных "если". Однако компания старается, это видно. То же самое в Саудовской Аравии - найдут они там нефть, не найдут? Если найдут, то как ее будут транспортировать, куда? Тоже много вопросов, но, тем не менее, это гораздо лучше, чем заработанные деньги просто держать в банке.

Инвестор: Да! Но вот только вопрос такой - в связи тем, что "ЛУКОЙЛ" такая компания - приличная, а рынок акций наших нефтяных, газовых - он же небольшой. Не являются ли акции "ЛУКОЙЛа" переоцененными? Все их желают держать в своих портфелях.

Аналитик: Естественно, многие понимают, что это акция хорошая и стараются их купить. А переоцененность… Сильную компанию имеет смысл покупать всегда, потому что ее акции будут расти со временем. Может, ты ошибешься в моменте покупки, и из-за этого получишь несколько меньшую прибыль, а может быть, выиграешь, купив дешевле... Но главная идея в том, что на большом периоде времени такая покупка обязательно даст положительный результат. Я еще вот что забыл добавить - руководство "ЛУКОЙЛа" заявило, что компания будет своей прибылью делиться с акционерами. В долгосрочной программе дивидендной политики четко расписано - сколько процентов от прибыли…

Инвестор: ...а сколько, кстати?

Аналитик: Раньше 25% было, в перспективе эта цифра возрастет до 40%. Значительная доля прибыли выделяется акционерам. Главное - компания показывает, что она намерена акционерам отдавать часть прибыли. Это очень благоприятный факт. Также у "ЛУКОЙЛа" есть программа долгосрочного развития, снижения издержек. Программа выполняется, медленно конечно, но движется понемногу.

Инвестор: Мне кажется, что то, что делается быстро - оно не всегда делается хорошо.

Аналитик: Да, да, проблема-то серьезная. Ее нельзя в один момент решить. "ЛУКОЙЛ" постепенно продает непрофильные предприятия. У него были гостиницы, банки…

Инвестор: Да, гостиницы... это конечно…

Аналитик: Не нужно иметь такие активы нефтяной компании. Все это продается, а деньги вкладываются в покупку новых месторождений, бензоколонок, нефтебаз, то есть в основной бизнес. Естественно, нельзя это сделать в один момент. Тяжело быстро продать актив за хорошую цену.

Инвестор: Знаешь, интересная вещь получается, я вот сейчас подумал. Если у нас, скажем, есть около десятка акций нефтяных, то в принципе достаточно десятка аналитиков, каждый из которых будет анализировать одну компанию. Представляешь, будет такой человек все знать про "ЛУКОЙЛ" досконально.

Аналитик: Даже десятка-то не нужно, потому что крупных компаний меньше десяти. Остально - дочерние общества "Роснефти", дочерние общества "Славнефти", то есть небольшие предприятия.

Инвестор: А "Роснефть" будет переходить на единую акцию?

Аналитик: Это основная надежда держателей акций. Есть два способа получения прибыли от покупки акций: первый - это когда как в случае с "ЛУКОЙЛом" мы рассматриваем акции практически как облигации, то есть мы ожидаем, что она будет приносить доход, будет увеличиваться ее курсовая стоимость, будут платиться дивиденды на протяжении длительного периода времени. А иногда акции покупаются в надежде на определенные благоприятные события. Самый яркий пример - "Мегионефтегаз". Можно предположить, что со временим эта акция будет либо выкуплена по очень высокой цене, значительно превышающей текущие котировки или будет конвертирована в бумаги ТНК-BP. Тоже может получиться очень неплохая компания - не хуже "ЛУКОЙЛа", а может даже лучше. ТНК - эффективная компания, издержки у нее не очень высокие…

Инвестор: Слушай, а ТНК торговалась на фондовом рынке?

Аналитик: Вообще говоря, акции можно было купить через РТС. Компания не имеет листинга на ММВБ, нет ликвидности. И сейчас такая бумага существует, можно купить акции ТНК. Они скоро будут обменены на акции ТНК-BP, но пока их можно как-то купить. Но это не для миноритарного инвестора в любом случае, не для 10000 рублей, не для ста тысяч и даже не для миллиона.

Инвестор: Да миллион рублей не такая уж и большая сумма в общем-то.

Аналитик: Я про то, что акции ТНК - это уже особая ситуация. Мы пока разговариваем о публичных компаниях, акции которых легко купить, легко продать.

Инвестор: Если вернуться к тому, о чем мы говорили, вот ты сказал - фундаментально сильная компания и приводишь в качестве примера "ЛУКОЙЛ", фундаментально слабая - это "Сургутнефтегаз". А посередине кто?

Аналитик: А посередине можно назвать компанию, которая обладает, как и множеством положительных черт, так и отрицательными. Например - "Татнефть". Я бы не отнес бы ее ни к тем, ни к другим, потому что с одной стороны она хорошо управляется, она приносит прибыль, обещает делиться прибылью с акционерами. Менеджмент старается, но есть фактор, против которого сложно бороться - это практически полная истощенность месторождений, на которых работает компания.

Инвестор: Ну а купить новые там? Разведать?

Аналитик: Средний дебит скважин "Татнефти" - пять, шесть, восемь тонн в сутки. У других компаний добывается до 200 тонн в сутки, считается нормальным 80-100 тонн в сутки. "Татнефть" вынуждена довольствоваться пятью-шестью. Выработанность месторождений "Татнефти" - около 90%. Сейчас цены на нефть высокие и компания показывает хорошую прибыльность, но если цены на нефть упадут? Второй фактор - у "Татнефти" нет собственной нефтепереработки. Компания строит свой завод. Пока все перерабатывающие активы "Татнефти" ограничиваются небольшим пакетом акций Московского НПЗ и долей в совместном предприятии, созданном на базе Кременчугского НПЗ на Украине. Но завод находится на Украине, что накладывает ряд сложностей на поставки, да и проблемы с местными властями. Как купили завод, так с тех пор их…

Инвестор: ...все норовят их доить.

Аналитик: Руководство Украины утверждает, что пьют они кровь украинского народа. Купли предприятие дешево, что в бюджет Украины платят мало… Существует ряд сложностей. К тому же они имеют только некую долю завода, это затрудняет управление. Свой завод, хотя бы один, надо иметь на территории России. "Татнефть" вынуждена перерабатывать свою нефть на чужих заводах. Прибыльность такой операции не очень высока. Пыталась "Татнефть" купить завод в Турции. Ситуация еще хуже, чем на Украине! "Татнефть" выиграла тендер, заняла денег на финансирование операции. Заняла много, привлекла кредиты, а где-то через полгода эта сделка была расторгнута. То есть они потратили уйму денег и так ничего и не получили. Компания выиграла тендер, а потом профсоюзы работников турецкой нефтегазовой промышленности подали в суд, пытаясь доказать, что продажа завода ущемляет их права. Была уйма заседаний. Суд признал сделку несостоявшейся. Завод "Татнефть" не получила.

Инвестор: Но ты говоришь - менеджмент там хороший?

Аналитик: Не хуже других. А вот купить новые лицензии на нефтедобычу... Не так это просто.

Инвестор: Но "ЛУКОЙЛ" же как-то их покупает?

Аналитик: "ЛУКОЙЛ" - очень крупная компания. Масштабы другие.

Инвестор: А разах если мерить? Во сколько раз "Татнефть" меньше "ЛУКОЙЛа"?

Аналитик: В 2004 году "ЛУКОЙЛ" добыл 84 миллионов тонн нефти, "Татнефть" - 25 миллионов тонн. Добыча "ЛУКОЙЛа" выросла на 6,4%, "Татнефти" - на 1,8%. Это по добыче. По запасам еще больше различие. "ЛУКОЙЛ" первая в мире компания по запасам нефти.

Инвестор: Ух, ты! Вот это да! Это как же они?!

Аналитик: "ЛУКОЙЛ" недавно был на третьем месте в 2002-2003 годах по нефтяному эквиваленту, потом за счет скупки месторождений вышел на второе место. А поскольку у "ЛУКОЙЛа" мала доля газа в запасах, то по запасам нефти "ЛУКОЙЛ" на первом месте, по общим запасам углеводородов - на втором.

Инвестор: А кто на первом?

Аналитик: ExxonMobil. Вот таков масштаб "ЛУКОЙЛа". Такая компания может позволить себе покупать месторождения где угодно. Кроме того, у "ЛУКОЙЛа" есть заводы, компания сбалансирована, она перерабатывает свою нефть на своих заводах, поставляет свое топливо на фирменные бензоколонки. А бензоколонки есть в России, в Европе, в странах бывшего СССР, в Болгарии, Венгрии, на Кипре, в Польше, Румынии, США, Турции, Чехии, Югославии... всего около 4700 АЗС. Глобальная компания. А "Татнефть" работает в Татарстане, метнуться в другой регион не так просто. Там свои компании есть, жесткая конкуренция будет. Лицензию можно купить на месторождение, но потом добытую нефть надо будет как-то вывозить оттуда... Нужна инфраструктура. Одно дело, если "ЛУКОЙЛ" покупает десяток месторождений, объединяет их в единый проект, тянет один трубопровод. Компания масштаба "Татнефти" не сможет выкупить крупную нефтегазовую территорию. А если она возьмет одно месторождение, то придется как-то договариваться с владельцами соседних. Совместно, вскладчину что-то решать. Поэтому у "Татнефти" есть и позитивные стороны, и негативные. Хотя ее можно рекомендовать к покупке. Несомненно, прибыль она будут приносить. Но, возможно, меньше чем "ЛУКОЙЛ".

Инвестор: А возможны события, которые, скажем, улучшат положение "Татнефти" или ухудшат?

Аналитик: Улучшит строительство завода.

Инвестор: А предположительно когда?

Аналитик: Полагаю - 2008-2010 годы. Поэтапно будут процессы внедряться, запускаться установки вторичной переработки. Какие-то будут готовы к 2008-му году, что-то позже. Поскольку завод строится с нуля, ставится самое современное оборудование. Будет высокая глубина переработки нефти, будут выпускаться качественные нефтепродукты. Это здорово улучшит сбалансированность компании. Бензоколонки у "Татнефти" есть, еще могут прикупить. Тогда прибыльность повысится.

Инвестор: А еще про какую-нибудь компанию ты можешь что-нибудь рассказать сейчас интересное такое?

Аналитик: Вроде все компании, торгуемые на ММВБ, обсудили. Осталась только "Сибнефть".

Инвестор: Ну давай про "Сибнефть" тогда поговорим. Что можешь сказать про "Сибнефть"?

Аналитик: Сильные стороны - компания прибыльная, имеет хорошие показатели доходности, низкие издержки. Добыча, переработка и сбыт сбалансированы - есть НПЗ, есть бензоколонки. В целом компания хорошая. Но есть и негативный фактор. Дело в том, что владельцы компании хотят продать ее на протяжении многих лет. В связи с этим "Сибнефть" не реализует никаких масштабных проектов. Понятно, что если ты компанию продавать решил, то нет смысла начинать новые проекты.

Инвестор: Пожалуй, да. Кроме того, в этот момент, если она что-то затеет, то показатели-то ухудшит свои. А у ее новых владельцев могут быть другие соображения.

Аналитик: Вот два раза пытались "Сибнефть" продать "ЮКОСу". Оба раза неудачно. Вот уже восемь лет компнания находится в состоянии предпродажной подготовки. За эти восемь лет компания практически ничего не приобрела. Она работает, дивиденды платит. Временами - чрезмерно высокие. Что кстати показывает, что её некуда девать деньги. Например, по итогам 2002 года "Сибнефть" выплатила порядка 100% прибыли в виде дивидендов, в 2003-м - тоже.

Инвестор: Но в 2004-м, видимо, ничего не выплатит.

Аналитик: В 2004-м были промежуточные дивиденды, а потом начался процесс объединения с "ЮКОСом". Вот единственный проект - совместно с ТНК купили "Славнефть". Сложно объяснимая операция. Купили дешево, компания "Славнефть" - хорошая. Но все же участие "Сибнефти" не совсем понятно - зачем ей это? С тех пор прошло времени-то уже порядочно. Эта покупка выглядит как портфельная инвестиция. Управлять "Славнефтью" сложно - два хозяина, нет одного главного.

Инвестор: Получается, что и для ТНК-BP это тоже выглядит как портфельная инвестиция.

Аналитик: Да, и для ТНК-BP тоже. Компании договорились поделить "Славнефть" пополам.

Инвестор: Это кажется странным - как ее делить вообще?

Аналитик: Непросто. Скажем, сеть бензоколонок поделить можно. Завода у компании два, поэтому тоже можно договориться и поделить их. Правда, один завод в Белоруссии и заводы сильно отличаются, но как-то можно договориться. А вот добывающее предприятие - одно. Как делить "Мегионнефтегаз"? Если просто его порезать пополам, то придется создавать дублирующую инфраструктуру.

Инвестор: Да, фактически каждой стороне придется достраивать по некоей половине.

Аналитик: Делить работающее предприятие пополам невыгодно. За прошедшие пять лет только объединяются все. В отрасли идет процесс объединения.

Инвестор: Видимо для нефтяных компаний есть какой-то стимул иметь большие размеры.

Аналитик: Конечно, как и во всех капиталоемких отраслях. В нефтяной отрасли нужно иметь большой размер. В других отраслях могут и маленькие компании работать, а здесь маленькие неэффективны. В нефтянке должны быть монстры, потому что очень много денег уходит на инфраструктуру. Чтобы трубу проложить, чтобы порт построить. Я думаю, что в результате "Сибнефть" продаст свою половину ТНК-BP, получив очень неплохую прибыль. Продаст сильно дороже, чем купила. И это обе стороны устроит. Но сейчас "Сибнефти" не до этого, кстати и ТНК-BP тоже не до этого. "Сибнефть" занята боданием с "ЮКОСом", а у ТНК-BP около шестисот предприятий во владении - им и без "Мегиона" есть чем заняться. Проводятся обмены акций, сейчас то, что уже полностью компании принадлежит ("Онако", ТНК и "Сиданко") - с этим бы разобраться.

Инвестор: Ну вот, время нашей беседы подходит к концу. Можно сказать, что основные, наиболее общие вопросы. Мне кажется, что получилось неплохо. Во всяком случае, я узнал для себя много нового. Хотя специально мы к этой беседе не готовились, что даже пошло на пользу, так как я задавал именно общие вопросы. В следующий раз я буду готовить вопросы заранее. Также хочу сказать, что в дальнейшем мы планируем, что вопросы по нефти, газу и фондовому рынку будут нам присылать те, кого интересует эта тематика. Наш проект еще только возник, он будет эволюционировать, развиваться.

Аналитик: Да, беседа получилась интересная. Мы не обошли своим вниманием ни одну крупную российскую нефтяную компанию, акции которой торгуются на ММВБ. Надеюсь, что наша беседа поможет начинающим инвесторам лучше ориентироваться в этой области. Спасибо за интересные вопросы! До следующей встречи!

Вопросы и комментарии присылайте по адресу: expert@ngfr.ru.



Обсудить в форуме Версия для печати



 Дизайн сайта разработан di Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только с указанием ссылки на сайт Нефть, газ и фондовый рынок Сайт основан 20 января 2005 года