Экспорт углеводородов, как известно - основная сила, формирующая нынешнее относительное российское финансовое благополучие. В 2006 году доходы от него составили более 220 миллиардов долларов (экспорт сырой нефти, нефтепродуктов, бензина, дизтоплива, мазута, газа) или 73% от общего объема экспорта страны. На рисунках ниже показаны динамики поступления нефтедолларов и некоторых других индикаторов.
Как видим, средняя по России среднегодовая зарплата, выраженная в долларах, и среднегодовая цена усредненного квадратного метра жилой площади в Москве (в прочих городах динамика та же, но цены, разумеется, ниже) выросли в той же пропорции, что и доходы от нефтеэкспорта (в 4-5 раз; только биржевой индекс РТС, который спекулянты в конце 1990-х заколотили ниже плинтуса, а теперь разогнали до пределов стратосферы, показал несколько большую волатильность). Корреляция всех этих показателей очевидна: поступающие в страну нефтедоллары, растекаясь по экономике, толкают вверх все прочие индикаторы. В связи с этим возникают вопросы:
Долго ли будут расти доходы от экспорта углеводородов?
Что произойдет, если доходы упадут - начнут ли снижаться вслед за этим и все прочие приведенные показатели?
Доходы упадут, если сократится объем экспорта или снизится цена. Сегодня разберемся с объемом экспорта, динамику изменения цены оставим до следующей части. Что касается второго вопроса - то он чуть проще. Индикаторы пойдут вниз вслед за доходами, но их изменение будет более медленным. Во-первых, из-за того, что коэффициент покрытия импорта экспортом хоть и снижается в последние годы достаточно быстро, все еще достаточно велик (2006 год - 219,6%, 2005 год - 244,7%). Во-вторых, разумеется, стабилизирующую роль при таком развитии событий должен сыграть стабилизационный фонд. И будем надеяться, что к тому моменту Россия уже не будет настолько зависима от экспорта энергоносителей. Но за это я бы не поручился. Ну а пока, в ближайшие годы, социальные потрясения России не грозят.
Запасы
22 мая 2003 года Правительство РФ одобрило энергетическую стратегию России до 2020 г. В соответствии с ней добыча нефти к 2010 году должна достичь 450 млн. тонн, а цена на нее до 2020 года прогнозировалась "на достаточно высоком уровне - до $30 за баррель". Но уже в следующем, 2004 году, план 2010 года был перевыполнен - добыча составила 458 млн. тонн. Про цену напоминать, думаю, не стоит. Такая вот стратегия. Другой пока нет.
Нефть
Согласно данным British Petroleum, доказанные запасы нефти в РФ в 2005 году составляли 74,4 млрд. баррелей. Это 6,2% общемировых запасов и седьмое место среди стран мира. Эта оценка, разумеется, очень приблизительна; мне доводилось встречать прямо противоположные мнения о ее соответствии действительности. Есть мнение, что она завышена отечественными нефтяными кампаниями, которые таким образом стремятся увеличить свою капитализацию (т. е. поднять стоимость акций на рынке). Есть мнение, что официальная оценка резервов соответствует действительности - об этом слышал от технического персонала тех же отечественных НК. Это означает, что при сохранении нынешних темпов добычи запасы будут исчерпаны приблизительно через 20 лет. Наконец, есть мнение, что действительные запасы нефти на территории РФ намного превышают официальные. Об этом говорили такие осведомленные люди как Михаил Ходорковский и Владимир Путин. Но все же мы будем ориентироваться на официальные данные.
Как видно на графиках, добыча нефти в РФ, сократившаяся к середине 1990-х годов почти вдвое, последние годы резко росла и в прошлом году достигла уровня 1991 года. Это произошло вследствие перехода нефтедобывающих компаний к рыночной модели работы, соответствующих изменений в корпоративном управлении, увеличению инвестиций в отрасль и внедрении современных мировых технологий добычи. Нужно отметить, что увеличение добычи нефти не привело к существенному росту ее потребления в стране: с середины 1990-х оно выросло незначительно, несмотря на достаточно серьезный экономический рост. Это говорит о том, что энергоемкость ВВП в РФ снижается: за 10 лет оно составило более 20%. Но все же отставание от развитых стран еще достаточно велико: от европейских стран в 2 раза, от США и Китая приблизительно в 1,5.
Энергоемкость ВВП
Вместе с тем надо отметить, что последние годы темпы роста добычи нефти снижаются. Причин несколько, в частности: снижение продуктивности эксплуатирующихся месторождений, вызванного сверхинтенсивной их разработкой в последние годы (этим грешили такие компании как ЮКОС и Сибнефть), и произошедший позднее переход названных компаний под контроль государства. Тем не мене, по словам Владимира Путина и Дмитрия Медведева, в этом году Россия может занять первое место в мире по добыче нефти. "Только я не знаю, нужно ли нам это", - добавляет при этом Путин. Что же касается экспорта сырой нефти за рубеж, то его физический объем сократился в 2006 году - на 2,41% по сравнению с 2005 годом. Но, поскольку вырос экспорт нефтепродуктов, общий объем в очередной раз стал рекордным.
Согласно данным British Petroleum, доказанные запасы газа в РФ в 2005 году составляли 47,82 триллиона кубометров. Это 26,6% мировых запасов и первое место среди стран мира. В действительности цифры могут оказаться существенно больше - месторождения на шельфе Северного Ледовитого океана еще недостаточно хорошо разведаны. Не подлежит сомнению, что этим ресурсом наша страна обеспечена на многие десятилетия. Кроме того, газ - наименее вредный для окружающей среды углеводород и его потребление в мире растет быстрее, чем потребление нефти. Одним словом газ - это наше все. Но и в этой большой бочке меда есть солидная ложка дегтя.
Нефтегазовый комплекс СССР создавался как единое целое. После распада Союза он был разделен между различными государствами, играющими на рынке энергоносителей различные функции - производителей, транзитеров, переработчиков, потребителей. Каждое из государств в этих новых условиях начало преследовать свои интересы, стремясь получить выгоду из своего положения. Россия, обладающая богатыми запасами углеводородов, осталась с единственным портом, через который могла ее экспортировать на мировые рынки: Новороссийском (да и этот маршрут проходит через контролируемые Турцией проливы Босфор и Дарданеллы). Прочая транспортная инфраструктура - экспортные трубопроводы и порты - оказались под контролем других государств. Но деньги за энергоносители платят, когда их сжигают. То есть, Россия оказалась отрезанной от источников получения средств и попала в зависимость от стран-транзитеров, которые поспешили воспользоваться создавшимся положением.
Таким образом, логика развития событий привела к ряду "трубопроводных войн", которые являются афтершоками распада советской империи. Рассмотрим их вкратце.
Латвийский Вентспилс - единственный в начале 1990-х годов крупный нефтеналивной порт на постсоветской части Балтики. Через него шло 12%-15% экспорта российской нефти. Пользуясь своим монопольным положением на этом направлении, Латвия устанавливала крайне высокие тарифы на транзит нефти через свою территорию и ее погрузку на танкеры в Вентспилсе. До 2001 года поступления от перевалки российского сырья через этот порт составляли 25%-30% доходов латвийского бюджета. При этом, как известно, латвийское руководство вело в отношении России недружественную политику, что было уж совсем недальновидно. В 1997 году российское руководство приняло решение о строительстве Балтийской трубопроводной системы: системы нефтепроводов (см. карту) стоимостью $2 млрд., сооружение которой было начато в 2001 году. В конце 2002 года Рига предложила Москве провести переговоры о резком снижении тарифов на прокачку нефти, но было уже поздно. Москва не отреагировала даже на предложение латышей купить компанию "Вентспилс нафта". В марте 2006 года БТС вышла на проектную мощность: через порт Приморск поставляется 65 млн. тонн нефти в год. Фактически, латвийское руководство само перепилило трубу, на которой сидело: как выразился посол России в Латвии Виктор Калюжный, бывший министр энергетики РФ, ситуация оказалась для Латвии настолько плохой, что скоро "все трубы на вентспилском направлении можно будет отправить на металлолом". Впрочем, вхождение в состав Евросоюза и полученные от него финансовые и прочие преференции, безусловно, смогут компенсировать Латвии потерю этого источника дохода.
Россия против Литвы
Другая вялотекущая трубопроводная война - между Россией и Литвой может перейти в горячую фазу в ближайшее время. Последний из построенных в СССР (в 1979 году) и единственный в Прибалтике Мажейкяйский НПЗ, а также построенный уже в 1990-е годы нефтеналивной терминал в Бутинге, образующие компанию Mazeikiu Nafta до недавнего времени принадлежал НК "ЮКОС". В прошлом году ее за $3,88 млрд. выкупила польская PNK Orlen. Сырье для переработки на заводе компании и перевалки в Бутинге Mazeikiu Nafta получала по нефтепроводу "Дружба", но с июля 2006 года "Транснефть" прекратила прокачку по этой ветке, объясняя свои действия повреждением нефтепровода. В Литве же считают, что тем самым Россия стремится вынудить поставить Mazeikiu Nafta под контроль одной из российских компаний. Теперь PNK Orlen ввозит нефть для переработки на Мажейкяйском НПЗ через терминал в Бутинге, который, таким образом, работает в реверсном режиме. Литва же может присоединиться к Польше и заблокировать переговоры по заключению нового соглашения о сотрудничестве между Евросоюзом и Россией, если ЕС не примет мер для возобновления поставок российской нефти в Литву.
Россия против Беларуси
В случае с Беларусью ситуация развивается по сценарию, близкому к латвийскому. После недавнего конфликта Президент России Владимир Путин сообщил, что дал распоряжение "Транснефти" расширить мощность перевалочных терминалов в Приморске на 50 млн. тонн. По его словам, таким образом Россия намерена искать пути прямого выхода на потребителей энергоресурсов в Западной Европе. Также "Транснефти" поручат построить трубопровод под условным названием БТС-2 по маршруту Унеча - Великие Луки - Приморск протяженностью 950 км. Трубу планируется спроектировать и построить в два этапа. Мощность первой очереди должна составить 50 млн. тонн, мощность второй очереди - 75 млн. тонн. Судя по всему, первая очередь как раз увязана с расширением мощностей порта Приморск. А нефтепровод "Дружба", видимо, доживает последние годы.
Россия против Украины
Ситуация с трубопроводами, идущими через Украину, более сложна. Эта страна участвует в борьбе, которая ведется крупными мировыми игроками за ресурсы Каспийского моря, о чем будет рассказано ниже. Отметим только, что нефтепровод Бургас - Александруполис, соглашение о строительстве которого было подписано 15 марта 2007 года, может привести не только к снижению значимости турецких Проливов, но и к снижению значимости нефтепроводов, проходящих через территорию Украины. Манипулируя степенью загрузки каждого из этих коридоров, Россия получит возможность добиваться более выгодных условий транзита. Что же касается транзита природного газа, то здесь монополия украинской ГТС сохранится еще достаточно долго (ее пропускная способность на входе составляет 287,7 млрд. куб. м газа, на выходе - 177,1 млрд. куб. м, в том числе в страны Европы - 141,1 млрд. куб. м.; используется она, по разным оценкам, на 70-80%). Другие пути:
Проектная мощность первой очереди газопровода Blue Stream (к 2010 году) в Турцию 16 млрд. куб. м. в год;
Проектная мощность строящегося газопровода Nord Stream (к 2010 году) - 27,5 млрд. куб. м. в год.
Таким образом, в ближайшие годы Украина сохранит свой статус практически монопольного транзитера российского газа в Европу. Поколебать его смогут вторые очереди Blue Stream и Nord Stream, которые (если будут построены) удвоят их пропускную способность, и поставки сжиженного газа со Штокмановского месторождения в Баренцевом море - реализация этих проектов предполагается в первой половине следующего десятилетия. Впрочем, озаботившиеся своей зависимостью от российского газа европейцы планируют увеличить поставки из Алжира, СПГ из Катара, наладить экспорт из Средней Азии (см. ниже) и даже построить газопровод из Нигерии. Реализация этих планов также понизит значимость украинской ГТС.
Итак, задачи России в этой череде конфликтов:
Максимально вывести транзитные маршруты из-под контроля других стран, замкнув их на отечественные порты и морские трубопроводы;
Там, где это невозможно, создать несколько альтернативных маршрутов, контролируемых разными странами и обладающих совокупной пропускной способностью, превышающей потребности России: это позволит создать конкуренцию среди транзитеров; это дорого, но дешевых войн не бывает;
Устанавливать контроль над трубопроводными системами зарубежных стран и портовой инфраструктурой, лоббировать поглощение отечественными корпорациями зарубежных нефтяных компаний, обеспечив тем самым прямой доступ к рынкам газа и нефтепродуктов, прежде всего - в Европе.
Целью является укрепление финансовой стабильности России. Усиление политического влияния при достижении указанных задач следует автоматически.
15 лет вокруг Каспия
Регион Каспийского моря - один из крупнейших на планете по доказанным запасам углеводородов. Согласно статистике BP в 2005 году там было сосредоточено 47,8 млрд. баррелей нефти и 9,12 триллиона кубометров газа (без запасов России). Это составляет соответственно около 40% и 15% всех запасов стран бывшего Советского Союза и примерно равно запасам нефти и газа всей Северной Америки - США, Мексики и Канады (без битумных песков). После распада СССР в регионе возник вакуум политической и экономической силы, что привело к жесткой схватке за влияние в нем между конкурирующими державами в лице России, США, ЕС, Ирана, Турции, Китая, элитами вновь возникших прикаспийских государств, а также радикальными исламскими группами. На протяжении всех 15 лет регион сотрясали локальные военные конфликты, государственные перевороты, революции и террористические акты.
Изначально интересы основных борющихся группировок были следующие.
Страны-импортеры энергоносителей (США, Евросоюз, Турция) заинтересованы в увеличении поставок углеводородов из региона; в доступе к его ресурсам их добывающих компаний; в диверсификации маршрутов транспортировки энергоносителей из прикаспийских государств.
Вновь возникшие в регионе государства (Казахстан, Азербайджан, Туркменистан, а также Узбекистан) заинтересованы в увеличении поставок своих энергоносителей на мировой рынок, а также в диверсификации маршрутов их поставок с целью снижения зависимости от России как монопольного транзитера.
Страны-экспортеры энергоносителей (Россия и Иран), соответственно, не заинтересованы в увеличении поставок новыми прикаспийскими государствами - это увеличит конкуренцию на рынке энергоносителей. Кроме того, Россия была заинтересована в сохранении своего положения монопольного транзитера углеводородов из прикаспийских стран, а Иран - в создании маршрутов транспортировки через его территорию к побережью Персидского залива. Что позволило бы этим странам оказывать влияние на прикаспийские страны (лоббировать интересы своих добывающих компаний, оказывать влияние на политику в отношении русскоязычного населения и т. д.), а также получать доход от транзита.
Китай, влияние которого в регионе быстро растет в последние годы, заинтересован в создании маршрутов альтернативных тем, в которых заинтересованы страны Запада.
Таким образом, интересы США, Евросоюза, Турции и новых прикаспийских государств совпадают, и противоречат интересам России и Ирана. Но у последних были свои козыри. Создание транспортных маршрутов, альтернативных российским - чрезвычайно дорого, а в случае длительного снижения цен на углеводороды - убыточно. Преимущество же Ирана в том, что через его территорию пролегают самые короткие, а значит самые дешевые маршруты к океанскому побережью.
Впрочем, вследствие санкций, наложенных США на Иран, строительство трубопроводов через его территорию всерьез не обсуждалось. Еще один альтернативный маршрут - газопровод Туркменистан-Афганистан-Пакистан, соглашение о строительстве которого при участии американской компании Unocal было подписано в 1995 году - потерял актуальность из-за непрекращающейся войны в Афганистане.
Все это сделало Грузию ключевым транзитным государством региона (Армения не имеет дипотношений с Турцией вследствие непризнания той геноцида армян 1915 года, а потому ей эту роль выполнить проблематично), единственным, через которое Запад мог получить полностью контролируемый им доступ к ресурсам Каспия и снизить влияние России на страны региона. Другим следствием стало то, что стоящая у власти украинская политическая элита, также заинтересованная в снижении зависимости от российских углеводородов (и от России вообще), включилась в проект по созданию маршрута транспортировки энергоносителей. Результатом стало создание организации ГУАМ, образованной Грузией, Украиной, Азербайджаном и Молдавией 10 октября 1997 года на саммите Совета Европы в Страсбурге (кстати, с целью ослабления влияния России в Закавказье все три расположенные там бывшие советские республики были включены в Совет Европы, несмотря на их азиатское расположение). Узбекистан, вошедший в состав ГУАМ в 1999 году, объявил о выходе из нее в 2005, после критики Западом действий узбекского руководства во время беспорядков в Андижане.
Материальным воплощением ГУАМ стало строительство двух нефтепроводов: Баку - Супса, Грузия (7 млн. тонн в год) в 1999 году и Одесса - Броды в 2001 (9-14 млн. тонн в год). Предполагалось, что по ним каспийская нефть будет поступать в Европу в обход России. Но, если первый из этих трубопроводов работает, то Одесса-Броды простоял два года без дела, а потом начал функционировать в реверсном режиме и сейчас качает российскую нефть из Бродов в Одессу (см. здесь и здесь). Сейчас планируется достроить нефтепровод до Гданьска, но наполнить его прикаспийской нефтью, в связи с началом работы нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан, будет проблематично (вообще, авантюра со строительством нефтепровода Одесса-Броды началась в надежде на то, что в Каспийском регионе будут обнаружены новые крупные месторождения нефти, что позднее не вполне оправдалось; подробнее см. на сайте НГФР).
Другими проектами Запада по доступу к нефтяным ресурсам Каспия стали:
Нефтепровод Баку - Тбилиси - Джейхан, законченный в 2006 году (50 млн. тонн в год, стоимость около $4 млрд, ориентировочный срок окупаемости - 40 лет). Загрузка этого нефтепровода исключительно азербайджанской нефтью проблематична: добыча в этой стране в 2005 году хотя и выросла на 42,8%, составила только 22,4 млн. тонн. По-видимому, по нему будет осуществляться поставки и казахской нефти с разведанного недавно крупного месторождения Кашаган в северной части Каспийского моря.
Каспийский трубопроводный консорциум, созданный для строительства нефтепровода Тенгиз (Казахстан) - Южная Озерейка, запущенный в 2001 году (до 30 млн. тонн в год, проектная стоимость $4,3 млрд.). Этот нефтепровод является единственным частным нефтепроводом на территории России, доля которой в акционерном капитале консорциума составляет 24% плюс 7,5%, принадлежащие совместному предприятию Роснефти и Shell Caspian Ventures (остальное - доли Казахстана, Омана и частных нефтяных компаний, преимущественно западных). Таким образом, Россия не может полностью контролировать этот маршрут транспортировки нефти. На сегодняшний день нефтепровод работает на предельной мощности, и частные акционеры КТК вышли в правительство с предложением о его расширении. Это предложение было отвергнуто МЭРТом, а некоторое время спустя Госдума вернулась к рассмотрению проекта закона о запрете строительства в России частных трубопроводов. Но строительство этого трубопровода позволило России и Казахстану укрепить отношения и, возможно, воспрепятствовало вхождению Казахстана в блок ГУАМ.
Таким образом, Россия фактически проиграла сражение за контроль над каспийской нефтью. Сражение за контроль над газом сейчас в самом разгаре. Выиграть его у России шансов больше. Страшный сон о том, что европейцы добрались до крупных туркменских газовых месторождений (посредством строительства газопровода Nabucco или ратификации Россией Европейской энергетической хартии) и потеряли интерес к скрытым под вечной мерзлотой месторождениям Ямала, Уренгоя и шельфа Ледовитого океана вероятно, до сих пор снится топ-менеджерам Газпрома. Чтобы этот сон не стал реальностью, корпорация нанесла несколько упреждающих ударов. Но сначала о западных газотранспортных проектах:
Газопровод Баку - Тбилиси - Эрзурум, Турция, законченный в 2006 году (16-20 млрд. кубометров в год $0,9 млрд. + $2,3 млрд. затраты на разработку газового месторождения Шах-Дениз на азербайджанском шельфе Каспия).
Проект газопровода Nabucco, включающий строительство транскаспийского газопровода из Туркменистана в Азербайджан, и далее в Грузию, Турцию и ЕС (около 30 млрд. кубометров в год; ориентировочная стоимость от $5 млрд. до $10 млрд., деньги ищут; начало строительства запланировано на 2008 год, окончание - на 2011).
В связи со сложностью проекта Nabucco, готовится к реализации и проект меньшего масштаба. Газопровод Азербайджан-Италия (8 млрд. кубометров, в 2008 году газ должен начать поступать в Грецию, в 2011 - в Италию).
Газ, в отличие от нефти, сложнее и дороже транспортировать. Проекты по его транспортировке из Средней Азии в Европу - очень дороги, долгоокупаемы и осложнены большим количеством транзитных государств. Чтобы еще больше снизить заинтересованность в их реализации, Газпром совместно с итальянским концерном Eni в 2003 реализовали проект "Голубой поток" (16 млрд. кубометров в год, стоимость $3,4 млрд.). Сейчас ведутся переговоры с Турцией о его расширении. Кроме того планируется расширение газопровода Центральная Азия - Центр с нынешних 45 млрд. до 70 млрд. кубометров в год, а также рассматривается возможность строительства еще одного газопровода для поставок газа из Казахстана. Кроме того, Газпром заключил с Туркменистаном соглашение о поставке за предстоящие 25 лет в Россию около 2 трлн. кубометров газа; 800 с лишним млрд. кубометров намеревается получить Украина; доля компании "Итера" на ближайшие десять лет составит 100 млрд. кубометров (здесь). Чтобы обеспечить только эти контракты, Туркменистан должен увеличить добычу газа в два раза (его добыча в 2005 году составила 58,8 млрд. кубометров).
Последние годы охарактеризовались вступлением Китая в борьбу за ресурсы Каспия и Средней Азии. В 2005 году китайская нефтяная госкомпания CNPC выкупила у канадских акционеров 100% акций компании PetroKazakhstan за 4,18 млрд. долларов (позднее 33% выкупила казахская госкомпания "КазМунайГаз"). Годом раньше началось строительство первой очереди нефтепровода Западный Казахстан - Западный Китай (мощность первой очереди - 10 млн. тонн, второй - еще 10 млн.). В конце 2005 первый участок Атасу (центральный Казахстан) - Алашанькоу (западный Китай) длиной около 1000 км., был закончен; осталось догнать трубу до Каспийского моря.
Итогом борьбы за ресурсы каспийского региона стало быстрое экономическое развитие прикаспийских государств. К 2005 году Азербайджан увеличил добычу нефти по сравнению с 1991 годом ровно в 2 раза, Казахстан - в 2,4 раза, Туркменистан - на 70%. Россия, напомним, только в 2005 году превысила уровень добычи 1991 года, на 2%. По данным ЦРУ в 2006 году Азербайджан занял 1 место в мире по темпам роста ВВП - 32,5% (и уже не первый год! см. здесь и здесь), Казахстан - 22-е место - 8,5%, Туркменистан - 5-е место - 13%. В результате запуска новых трубопроводных мощностей, высокие темпы роста в этих странах в ближайшие годы сохранятся.
Итак, какие выводы о мощи российского "энергетического арсенала" мы можем сделать? Ясно, что ситуация далеко не однозначна. Есть сильные стороны, есть слабые. Ясно, что глубоко проработанной стратегии развития топливных отраслей промышленности сейчас нет. Эксперты предлагают различные варианты государственной политики в области энергетики, а пока она сводится главным образом к усилению государственного влияния в добывающих отраслях, наращиванию экспорта углеводородов и давлению на транзитеров. Но вот что еще интересно: в последние месяцы российский истэблишмент об энергетической сверхдержавности говорить как-то перестал. А Владислав Сурков придумал новый лозунг: "Россия - суверенная демократия". Впрочем, тоже не слишком удачный :) К чему бы это?
Мы рассмотрели позиции основных игроков на энергетическом рынке. В следующий раз мы рассмотрим ряд прогнозов динамики цен на энергоносители, сделаем необходимые выводы и, надеюсь, закончим этот затянувшийся сериал.