Нефть, газ и фондовый рынок Нефть, газ и фондовый рынок  

Новые темы на форуме:
○ jewelry hut around cold months
(Ответов: 0) - bemires

○ hc rings approaching quickly
(Ответов: 0) - bemires

○ pandora disney minnie inside race
(Ответов: 0) - bemires

○ pandora stacking rings brand new collection
(Ответов: 0) - bemires

○ snow boots lightning deals occurs in now
(Ответов: 0) - bemires



Rambler's Top100


О влиянии НПЗ с низкой глубиной переработки на конкурентоспособность ТЭК

Заявление экспертной группы ОАО "АК "Транснефть"
05 марта 2013 года

Экспертная группа ТранснефтиЭкспертная группа "ОАО "АК "Транснефть" признаёт, что в настоящее время в нефтеперерабатывающей отрасли России сложилась сложная ситуация. Низкая глубина переработки нефти на большинстве российских НПЗ (не более 45-50%) и увеличение доли экспорта тёмных нефтепродуктов является следствием рыночных изменений, произошедших со времени разработки существующей системы расчета экспортных пошлин.

Абсолютные цифры экспортной выручки при действующей формуле совершенно определенно стимулируют замещение сырой нефти низкокачественным "полуфабрикатом". Потери федерального бюджета при этом составляют около $2 млрд, а компании "Транснефть" - $300 млн в год.

Отрицательная прибавочная стоимость тёмных нефтепродуктов на территории России сразу становится положительной за рубежом, после того как попадают на западные НПЗ с высокой глубиной переработки и превращаются в качественный конкурентоспособный продукт. Образовавшаяся разница в прибавочной стоимости также остаётся за рубежом. В условиях, когда произведённый товар стоит дешевле исходного сырья, необходимо принимать безотлагательные меры по компенсации последствий экономического парадокса, сложившегося на внутреннем рынке тёмных нефтепродуктов.

Экспертные оценки убедительно свидетельствуют о том, что формула расчёта экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты нуждается в корректировке, причем не за счёт снижения пошлин на экспорт сырой нефти и высококачественные нефтепродукты (что приведет к снижению экспортной выручки), а за счёт увеличения пошлин на продукцию НПЗ с низкой глубиной переработки. Эта мера направлена на то, чтобы сделать невыгодным их массовое производство и экспорт, а также компенсировать потери бюджета от замещения нефти "самоварной" продукцией в общем экспортном потоке. Данный шаг также призван стимулировать сокращение доли производств с низкой глубиной переработки на территории Российской Федерации.

Экспертная группа считает, что второй блок вопросов связан с проблемами логистики и контроля за подключением существующих и вновь строящихся НПЗ. Размещение НПЗ на концах экспортных веток продиктовано сугубо конъюнктурными соображениями и направлено исключительно на использование "слабых" мест в системе экспортного регулирования. С точки зрения рыночной экономики, такие явления вполне объяснимы и прогнозируемы. Но в тех случаях, когда речь заходит о спланированном строительстве нескольких НПЗ-"самоваров" в одном регионе с последующим требованием подключить их к российской системе магистральных трубопроводов, напрашивается очевидный вывод - группа местных предпринимателей, заручившихся поддержкой регионального руководства, использует административный ресурс с целью получить доступ к крупным объемам российской нефти, чтобы переработав её в продукт первичной переработки с низкой себестоимостью, извлечь существенную выгоду от последующей продажи, в том числе, за рубеж. На языке нефтяников это называется "испортить нефть". Необходимо подчеркнуть, что объемы заявок на поставку нефти на такие НПЗ весьма велики (речь идет в совокупности о миллионах тонн в год), и в случае их удовлетворения экспортный график транспортировки нефти, в том числе на премиальных направлениях, может серьезно пострадать.

Третий важный фактор, негативно влияющий на развитие нефтепереработки в стране, по мнению Экспертной группы, - отсутствие единой системы регулирования и контроля за деятельностью НПЗ. Не посягая на рыночные принципы деятельности их владельцев, необходимо чётко и последовательно отстаивать экономические интересы страны, которые напрямую связаны с экспортными отчислениями в федеральный бюджет и повышением общей конкурентоспособности российской нефти и продуктов её переработки на мировых рынках.

По итогам заседания члены Экспертной группы пришли к выводу, что для преодоления сложившейся ситуации в нефтеперерабатывающей отрасли страны, необходимо предпринять ряд первоочередных мер.

1. Изменить систему расчёта экспортных пошлин таким образом, чтобы производство и экспорт низкокачественных тёмных нефтепродуктов стал экономически невыгоден.

2. Отменить уведомительный характер регистрации всех проектируемых, строящихся и реконструируемых НПЗ на территории Российской Федерации. Организовать обязательную регистрацию всех российских НПЗ в "Реестре учёта заводов в Российской Федерации" Минэнерго России на основе специально разработанных технических требований (в том числе, к глубине переработки).

3. Определить единый государственный орган, выполняющую функцию контроля за регистрацией НПЗ и их соответствием разработанным техническим требованиям.


Мнения экспертов

Игорь Кацал, заместитель вице-президента ОАО "АК "Транснефть":
"За последние 5 лет количество высокосернистой нефти в системе "Транснефти" выросло на 10 миллионов тонн - от 64 миллионов до 74 миллионов тонн. В основном нашем направлении - западном - качество нефти резко падает. Формальное включение всех желающих в "Реестр учёта заводов в Российской Федерации" по нашему мнению недопустимо. Глубина переработки на многих заводах действительно низкая, если мы говорим с позиции выхода товарных продуктов. Примером является "ТАНЕКО", который должен был перерабатывать высокосернистую нефть и немного облегчить ситуацию в системе. Формально у этого НПЗ глубина переработки составляет 70%. Но реально это большой "самовар", не производящий товарную продукцию. В принципе, такая схема и на всех малых заводах. Поэтому необходимо запретить выдачу лицензий на переработку нефти с содержанием серы ниже 1,8%, а возможно и полностью запретить строительство таких НПЗ, так как они не только ухудшают качество нефти в системе, но и осложняет жизнь крупным заводам с хорошей, достойной характеристикой перерабатываемой нефти".

Владимир Назаров, вице-президент ОАО "АК "Транснефтепродукт":
"Мини НПЗ сосредоточены локально в отдельных регионах с объемом переработки до 5 млн тонн. И этот объем переработки не позволяет экономически обосновывать строительство вторичной переработки. Эти НПЗ никогда не выйдут на тот уровень оснащенности, который необходим для производства светлых нефтепродуктов. Поэтому роль этих мини НПЗ сводится к производству некого топлива, которое реализуется на местных рынках в районе этих НПЗ при поддержке местных властей".

Дмитрий Черничкин, начальник управления территориальных органов и региональных программ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (РОССТАНДАРТ):
"В 2010-2011 году по поручению Правительства Росстандарт проводил проверки деятельности мини НПЗ совместно с МВД и Ростехнадзором. Мы нашли официально зарегистрированных 288 нефтеперерабатывающих заводов. 60% из них на момент проверки приостановили свою деятельность, так как по закону мы должны предупреждать предпринимателей о проверке. Из 111 работающих заводов мы нашли нарушения у 61 мини НПЗ. Соответственно для того, чтобы изменить ситуацию в отрасли в лучшую сторону необходимо: во-первых, убрать раннее предупреждение о проверках, во-вторых, увеличить количество пунктов, по которым мы можем проводить внеплановые проверки".

Экспертная группа "Транснефти" создана для обсуждения наиболее актуальных тем развития нефтепроводного транспорта России. Первое заседание группы прошло 19 декабря 2012 года. Заседания предполагается проводить на постоянной основе.




 Дизайн сайта разработан di Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только с указанием ссылки на сайт Нефть, газ и фондовый рынок Сайт основан 20 января 2005 года