Нефть, газ и фондовый рынок Нефть, газ и фондовый рынок  

Новые темы на форуме:



Rambler's Top100


Гром грянул

В текущих налоговых условиях Россию ждёт обвальное снижение добычи нефти
 

28 октября 2010 года председатель правительства РФ Владимир Путин провёл в Новокуйбышевске совещание, на котором обсуждался проект "Генеральной схемы развития нефтяной отрасли на период до 2020 года". Это событие прошло почти незамеченным, средства массовой информации в основном отделались публикацией официального сообщения о мероприятии. Вероятно, слабый интерес к этому документу связан с ожиданием того, что он будет в целом повторять довольно скучную "Энергетическую стратегию России на период до 2030 года". Тем более, что основой для генеральной схемы должна была стать "Концепция большой нефти", которая содержит такие же прогнозы, как в Энергетической стратегии - плавный рост добычи нефти в России с достижением уровня 530 млн тонн в год к 2030 году.

Но в Новокуйбышевске обсуждался совсем другой документ! Описанная в нём ситуация гораздо ближе к реальности. А реальность такова - если ничего не менять, то в России начнётся обвальное снижение добычи нефти, причём ждать этого совсем недолго. Прогноз, построенный не на умозрительных предположениях чиновников, а на основе анализа бизнес-планов крупнейших российских нефтегазовых компаний показывает, что снижение добычи нефти начнётся уже в 2011 году! Вот какие данные приводятся в докладе министра энергетики С.И. Шматко по вопросу "Генеральной схемы развития нефтяной отрасли на период до 2020 года": "При сегодняшней налоговой системе нерентабельны для разработки 90% запасов новых месторождений и 30% на уже разрабатываемых месторождениях." Излишне высокие налоги существенно ограничивают КИН на вовлечённых в разработку месторождениях. "На основе представленных бизнес-планов крупнейших российских нефтегазовых компаний в текущих налоговых условиях предполагается к 2020 году добыть около 5 млрд тонн со снижением годовых уровней до 395 млн тонн к 2020 году" (источник).

Основные финансовые показатели РоссииПонятно, что перспектива сокращения производства основного экспортного товара выглядит совершенно неприемлемой. Правительство уже начало "точечно" снижать налоговую нагрузку, вводя временные льготы для определённых месторождений. Это позволило начать разработку залежей, эксплуатация которых без льгот была бы нерентабельной. Но льготы предоставляются на короткий срок, каждое продление льготного периода горячо обсуждается профильными органами государственной власти относительно сроков и размера скидки. В такой обстановке у компаний совершенно нет возможности осуществлять долгосрочное планирование разработки месторождений, оценивать окупаемость денежных вложений. А ведь речь идёт об огромных суммах, привлекаемых на длительный период. Нефтяные компании подвергаются высокому риску, потому что без льгот разработка новых месторождений становится нерентабельной. Кроме того, ситуация неопределённости в отрасли увеличивает стоимость заёмного финансирования.

Ясно, что ситуацию нужно менять. Налоговая нагрузка на нефтяную отрасль должна быть значительно снижена, причём как можно скорее. И выражаться это должно не в виде очередных льгот для отдельных месторождений, должны быть установлены единые правила игры для всех участников отрасли. Без этого невозможен не только рост добычи, но даже поддержание её на нынешнем уровне.

Хорошие возможности для снижения налогов, пошлин и акцизов предоставлялись в середине нулевых годов, перед финансовым кризисом. Но вместо этого нагрузка увеличивалась, а деньги пускались на сомнительные проекты вроде развития нанотехнологий и прочих нетрадиционных инноваций. Теперь поле для манёвра значительно сузилось.

На первый взгляд государственные финансы выглядят вполне благополучно, внешний долг растёт незначительными темпами. Однако, это достигается за счёт быстрого расходования средств, накопленных в Резервном фонде, причём на фоне стабильно растущих цен на нефть. Если продлить зелёную линию на графике, станет ясно, что Резервный фонд будет полностью исчерпан через несколько месяцев. Поскольку на ближайшие годы Минфин прогнозирует сохранение дефицита бюджета, то после исчерпания резервов России придётся активно наращивать внешний долг. Запланированная приватизация государственного имущества почти не повлияет на ситуацию, денежные поступления от продажи акций лишь немного замедлят рост государственного долга. Каким образом будет решаться вопрос наполнения бюджета при снижении поступлений от "локомотива экономики"?




 Дизайн сайта разработан di Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только с указанием ссылки на сайт Нефть, газ и фондовый рынок Сайт основан 20 января 2005 года